Потерять жилье, жить по соседству с наркозависимыми. Исследователи изучили страхи белорусов
Международное агентство социальных и маркетинговых исследований расспросило тысячу белорусов об их страхах. А точнее о трудных жизненных ситуациях, в которых наши граждане бояться оказаться. На первом месте оказалась потеря жилья.
В опросе участвовали люди от 18 до 64 лет. Чуть меньше трети — это минчане, еще 28 процентов — жители областных центров, остальные — горожане из более мелких населенных пунктов.
— Трудная жизненная ситуация — это то, что ведет к психологическому или инфраструктурному кризису, когда человек сам не может справиться с проблемой, — поясняет Татьяна Бурова, генеральный директор SOS детские деревни Беларуси. — 70 процентов опрошенных под трудной жизненной ситуацией называют потерю жилья.
На втором месте болезнь одного из членов семьи. Этой позиции придерживается 67 процентов респондентов. На третьем — насилие в семье, на четвертом — потеря работы, на пятом — наркоман в семье.
— На западе, например, потеря жилья вряд ли бы попала на первое место. В Европе людей скорее бы беспокоили вопросы работы и беженцев, — анализирует данные Татьяна Бурова. — Пенсионная реформа там часто позволяет человеку не задумываться, на что жить на пенсии. Да и люди к этому времени имеют достаточные накопления, чтобы арендовать жилье. Белорусы не могут себе такого позволить, поэтому стараются приобрести свои дома или квартиры.
Рассуждая о трудной жизненной ситуации, респонденты часто сообщали, что все более актуальной проблемой становится потеря работы.
— Причем, этот факт люди нередко скрывают, — уточняет она. — Они не говорят, я потерял работу по каким-то причинам, а чаще выдают это за собственное желание. Сообщают: я уволился.
Помощь ищут в госструктурах
Исследование показало: со своими проблемами белорусы стараются справляться сами. 79 процентов сказали, что за помощью никуда не обращаются.
— Нас не очень удивило, что многие не знают, куда обратиться в трудной жизненной ситуации, — продолжает Татьяна Бурова. — Например, люди знают, если муж бьют жену, стоит звонить в милицию. А то, что в этом случае можно получить психологическую помощь — нет. И с этим нужно работать.
— А где люди чаще всего ищут помощи?
— В госструктурах. Чаще всего называют Центр занятости населения, — отмечает собеседница. — Это логично: люди все часто теряют работу и обращаются туда со своей проблемой.
При этом уровнем оказанной помощи респонденты довольны.
— Средний уровень получился 7 из 10, — переходит к цифрам Татьяна Бурова. — Это высокий результат. И люди готовы принимать помощь.
— Что в исследовании вас удивило?
— Когда спрашивали, с кем не хотите жить по соседству, на втором месте оказались семьи, где есть насилие, — говорит специалист. — На первом — наркозависимые.
Соседствовать с такими людьми белорусы не хотят больше, чем, например, с семьями, где кто-то сильно пьет или судим.
А вот на вопрос «Считаете ли, что вы или кто-то из вашего близкого окружения может оказаться в трудной жизненной ситуации?» 55 процентов опрошенных ответили утвердительно. Еще 18% сказали, что допускают такую возможность.
— Это много?
— Я бы сказала — нет, — удивляет специалист. — Отвечая на этот вопрос положительно, люди адекватно понимают значение трудной жизненной ситуации. Это то, с чем может столкнуться каждый, например, пожар или заболевание. А значит человек продумывает, что делать в случае беды. И это хорошо.