Залечь на дно в Икеевске. Как выглядит шведский агрогородок, в котором родилась IKEA
IKEA давно перестала быть просто мебельной компанией. Это секта со своими правилами, мессией, апостолами и паствой. Их священное писание — это ежегодные каталоги, которые теснят Библию и Коран в топе самых тиражируемых книг. Их храмы — это огромные желто-синие магазины, заполняющиеся прихожанами по выходным. Их заповедь — «менять жизнь большинства людей к лучшему». Есть у IKEA и свое место паломничества. Это маленький и неприметный город Эльмхульт на юге Швеции. Мы приехали в Ватикан шведского мебельного дизайна и Мекку скандинавского уюта. Место, откуда началась IKEA и где, по свидетельствам неофитов культа, находится ее сердце.
Журналисты TUT.BY проехали всю Швецию, чтобы изучить страну и сделать о ней серию репортажей. Вместе с официальным сайтом Швеции на русском языке представляем наш путеводитель
по стране викингов, победившего социализма, хоккея и IKEA.
Эльмхульт на карте Швеции найдешь не сразу. Крошечный город не выделен жирным шрифтом, не обведен кружком и не подчеркнут пунктиром. Это маленькая точка, затерянная в коричнево-зеленым камуфляже лесистого лена Крунуберг. По белорусским меркам Эльмхульт с населением в 10 тысяч жителей — это в лучшем случае агрогородок размером с Ольшаны. Он оглушающе тихий, до раздражения чистый, и до безобразия правильный. Город кажется таким стерильным, что неказистый, вызывающе-разноцветный вагончик с хот-догами возле центрального парка кажется надругательством над святыней. Уберите его подальше отсюда, выкопайте Эльмхульт, перенесите в стеклянный шар, посыпьте искусственным снегом и поставьте на полку сувенирного магазина в Стокгольме. Пусть все знают, как выглядит самый шведский агрогородок в мире.
«2500 человек в очереди на квартиру»
По официальным данным, примерно каждый пятый житель Эльмхульта работает в IKEA. Географически Эльмхульт оказался зажатым в тиски транснациональной компании. С востока его подпирает магазин и единственный в мире аутлет IKEA, с запада — административный район IKEA, где располагаются музей, гостиница, тестовая лаборатория, офис шведского представительства компании, департамент по коммуникациям, клиентской поддержки, центр корпоративной культуры, а также ресторан и спа-центр.
В муниципальном совете Эльмхульта отмечают, что присутствие компании благотворно сказывается на городе. В первую очередь компания помогает местному образованию.
— В IKEA очень много работников-иностранцев, которые здесь живут и работают, — сообщила председатель муниципального исполнительного комитета Эльмхульта Ева Балловар, — Поэтому нам нужна была международная школа с преподаванием на английском. IKEA предоставила финансирование. Однако по нашим законам нельзя перечислить деньги только на одну школу. Поэтому они предоставили средства для международной школы и для остальных школ в Эльмхульте. Деньги пошли на увеличение преподавательского состава, техническое обеспечение.
В общей сложности школы в Эльмхульте получили от компании 8 миллионов крон (около 773 тысячи евро).
Как отметила Ева Балловар, благодаря IKEA город растет:
— А чем больше у нас жителей, тем больше у нас налоговых поступлений в муниципальный бюджет.
Главная проблема города — это нехватка жилья. Как объяснила собеседница, очередь на покупку квартиры в городе составляет около 2,5 тысяч человек. На покупку земельного участка под строительство дома претендует около 120 желающих. И это только на квартиры и землю, которыми владеет муниципалитет. У частных собственников свои списки.
— Каждый день в Эльмхульт приезжает около 3500 людей на работу в IKEA и другие компании. Многие из них хотели бы переехать сюда, поэтому у нас образовалась большая очередь на жилье, — объяснила председатель совета.
Сейчас город активно развивает жилищное строительство, чтобы успеть за спросом.
— Мы растем год за годом, но не так быстро, как хотелось бы. Ведь для того, чтобы построить дом, нужно провести коммуникации. Это требует больших инвестиций, — отметил исполнительный директор коммуны Эльмхульта Роланд Эйман.
Дешевле, чем IKEA
На окраине 10-тысячного Эльмхульта располагаются сразу два магазина IKEA. Один — стандартный желто-синий ангар, коих нет в Беларуси, но полно в соседних странах. Второй — единственный в мире аутлет IKEA FYND.
— Наш магазин открылся, чтобы привлекать гостей в Эльмхульт и дать второй шанс товарам, которые плохо продавались в обычных магазинах IKEA, — рассказал сотрудник аутлета Йоаким Янссон.
В IKEA FYND по сниженным ценам продаются товары с незначительным заводским браком или не прошедшие контроль качества. Например, в секции фарфора на полках выставлена столовая посуда. На вид вполне себе товарного вида, без видимых недостатков.
— Дело в том, что товар могут забраковать по ряду причин. Например, неправильная маркировка, инструкция, цветовая гамма. Потому, что по нашим правилам, есть в товаре есть хоть малейшее отклонение от стандартов, мы его не можем продавать в обычных магазинах, — поделился Йоаким.
Товары в аутлете продаются в среднем с 50-процентной скидкой. На фарфор действует своя акция. Покупатель может взять синюю икеевскую сумку размером с пакет-майку, набить ее под завязку посудой и заплатить 10 евро за все. Единственное условие — «без горочки».
Аутлет IKEA также место для тестирования новых продуктов. Здесь начинались продажи складных электробайков, которые теперь можно найти и в других шведских магазинах компании. Нынешняя цена — около 650 евро за штуку.
Сейчас в аутлете оценивают спрос на товары для домашних животных: лотки, тарелки, игрушки, домики. Есть даже миниатюрное кресло для собаки.
— Это новое направление. Мы здесь тестируем спрос. По результатам нашей работы будет приниматься решение, отправлять ли этот товар в другие магазины или нет, — объяснил собеседник.
Львиную долю площади магазина занимают полки, забитые коробками с мебелью. Как объяснил Йоаким, главная причина, по которой товар оказался в аутлете, — нарушение целостности картонной упаковки.
— Мебель — это главное, за чем сюда приезжают. Потому, что в большинстве случаев товар абсолютно нормального качества, — резюмировал работник аутлета.
«I значит Ингвар»
IKEA — крупнейший в регионе работодатель, налогоплательщик, меценат и главная туристическая достопримечательность. Хотя последнее вызывает споры. В муниципалитете настаивают, что не меньшей популярностью у гостей пользуется деревня Росхульт, расположенная неподалеку. Там родился всемирно известный шведский естествоиспытатель Карл Линней. Однако не ему город обязан своим расцветом, а Ингвару Кампраду, который появился на свет 30 марта 1926 года на ферме, неподалеку. В возрасте 17 лет он зарегистрировал компанию IKEA, а в 32 открыл в Эльмхульте первый первый магазин.
Здание первой в мире IKEA сохранилось до наших дней. В огромном бетонно-стеклянном павильоне располагается музей компании. Это корпоративный храм, который хранит корпоративную историю и философию. У входа в святыню висит иконостас — огромный портрет Ингвара Кампрада, созданный из маленьких фотографий сотрудников IKEA.
— Если бы вы встречали Ингвара, вы бы знали, что этот портрет идеально отражает его внутренний мир. Он был душой компании и был очень заинтересован в своих коллегах. У него был особый метод менеджмента. Я его называю «менеджмент путем взлома». Он «взламывал» каждого, находил подход и всегда говорил: «Никогда не бойся делать ошибки, которые ты можешь исправить», — рассказал наш гид по истории IKEA Пэр Хан.
Пэр — сотрудник архива, который всю свою жизнь проработал в компании и лично знал Ингвара Кампрада. Свою связь с IKEA он описывает так: с 1960 года — клиент, с 1980 — работник.
Слева от улыбающегося отца-основателя размещается его цитата: «Менять жизнь большинства людей к лучшему». Единственную заповедь IKEA Ингвар сформулировал еще на этапе становления мебельного гиганта, но на бумаге зафиксировал только в 1976 году в своем «Завещании торговца мебелью».
— Это наша миссия и социальная амбиция, — объяснил смысл цитаты Пэр, — Это, наверное, и главная причина, по которой многие из нас посвятили всю свою жизнь работе в этой компании — мы знаем, что это благая цель. Она отличает IKEA от других капиталистических корпораций.
Ингвар начал зарабатывать в раннем возрасте. Их семейная ферма располагалась возле озера. Подросток подошел к отцу и попросил купить ему сети, чтобы ловить рыбу. По условиям сделки в обмен на инвестицию сын должен был делиться с отцом частью дохода от продажи рыбы соседям. Свои заработки он не тратил, а откладывал в коробку. Позже сотрудники архива IKEA нашли «копилку» Ингвара среди вещей, которые доставили в архив из фамильной фермы Кампрадов.
— Мы ее нашли в сарае на ферме его семьи. Когда мы ее принесли Ингвару, он первым делом спросил: «А там еще есть деньги?», — рассказал Пэр.
— Были?
— Да, но совсем чуть-чуть. И к тому времени они обесценились.
Вырученные средства Ингвар вложил в спичечные коробки. Он попросил свою тетю из Стокгольма купить ему несколько ящиков спичек и выслать на ферму. Когда товар дошел до заказчика, он стал продавать купленные оптом коробки в розницу, зарабатывая по несколько копеек на каждом.
— Его бизнес процветал и со временем он расширил линейку товаров. Сначала он добавил рождественские открытки и семена для фермеров, затем — часы, курительные трубки, кошельки. Главными покупателями были фермеры, чьи предпочтения он прекрасно знал, так как жил в таких же условиях, что и они. Коробки спичек нужны были фермерам для курения трубки, а трубку они курили потому, что они были удобнее сигарет при работе в поле — руки были свободны. Ингвар знал, что для того, чтобы раскурить трубку необходимо как минимум три спички. А для того, чтобы поддерживать тление табака — еще больше. Но не это сделало его богатым. Богатым его сделали ручки: сначала перьевые, потом — шариковые. На них он заработал свой первый миллион.
Канцелярское направление бизнеса и вынудило Ингвара основать компанию. Ингвар импортировал ручки из Франции. Когда объемы значительно выросли, он решил стать их официальным представителем в Швеции:
— Он же не мог приехать во Францию и сказать: «Здравствуйте, я школьник и хочу быть вашим агентом».
Так 17-летний Ингвар Кампрад основал IKEA на деньги, которые ему подарил отец за успехи в учебе. Название составил из первых букв своего имени: I, K, а также первых букв названий семейной фермы — Ельмтарюд, и малой родины — деревни Агуннарюд.
От спичек и ручек к мебели
После второй мировой войны Швеция переживала стремительную урбанизацию. Люди перебирались из аграрных регионов в города, где заводы и фабрики нуждались в рабочей силе, чтобы производить товары для разрушенной Европы. Это подстегнуло темпы жилищного строительства, чтобы новоприбывшим рабочим было, где жить. Молодой Ингвар к тому времени уже успел заработать начальный капитал и решил заняться продажей мебели.
— К 1952 году в каталоге IKEA уже не было ни ручек, ни трубок. Только мебель, которая производилась на близлежащих фабриках. Он покупал у производителей и продавал своим клиентам, — рассказал наш гид.
В то время мебель продавали по почте. Люди получали каталог, оформляли заказ, высылали деньги, а затем получали товар по железной дороге. Ингвар был не единственным предпринимателем, который работал по такой схеме. Однако не конкуренты были его главной проблемой, а сложившийся у людей стереотип, что по почте продавались только низкокачественные товары, которые лучше не покупать.
— Как было переубедить людей в том, что его товары не такие? Организовать выставку. Ингвар купил старое здание фабрики в Эльмхульте и перестроил его в выставочный зал, куда люди могли приехать, увидеть товар вживую, посидеть, потрогать и понять, что мебель достойная. Идея выстрелила. Люди сюда съезжались со всех уголков страны и покупали мебель на весь дом — в то время государство выдавало выгодные займы. После этого мебельный бизнес IKEA пошел на подъем, — поделился Пэр.
«Жалеет только о том, что проводил так мало времени со своими детьми»
Народная молва быстро разнесла вести о мебельном шоуруме в Эльмхульте. Чтобы справиться с потоком клиентов, в 1958 году компания открыла в городе свой первый магазин площадью 6700 квадратных метров. Это и стало началом IKEA. С тех пор новые магазины открывались в других городах, странах и континентах. Сейчас — это транснациональная группа компаний, в которой работает свыше 130 тысяч человек. По данным за 2017 год розничные продажи IKEA составили 34 миллиарда евро.
С 1988 года Ингвар не занимал руководящих должностей в компании, но продолжал вносить большой вклад, как главный советник. В музее хранится точная копия его рабочего кабинета в Швейцарии, где он жил с 1976-го по 2014-й. Рядом, под стеклом, находится белая тумбочка, на одной стороне которой столбиком снизу вверх написаны французские слова.
— Он жил в франкоговорящей части Швейцарии и ему нужно было выучить французский. Но как это сделать, когда у тебя хронически не хватает времени? Он решил записывать сложные для запоминания слова на стенке своей прикроватной тумбочки, чтобы перед сном их перечитывать, а утром — повторять, — рассказал собеседник.
По словам Пэра всю свою жизнь основатель IKEA жил скромно: ездил на Volvo 1993 года выпуска, летал только эконом-классом, останавливался в недорогих отелях и в командировках предпочитал делить номера с коллегами.
Ингвар Кампрад ушел из жизни в возрасте 91 года 27 января этого года. Последние годы он провел в своем доме, который он купил неподалеку от семейной фермы. Половину своего состояния, которое оценили в 91 миллион долларов, он завещал направить на развитие экономической активности на Севере Швеции, остальное оставил трем сыновьям и приемной дочери от первого брака, сообщает Business Insider.
— У него никогда не было свободного времени. Его работа была его жизнью, — поделился Пэр.
— А на старости он не жалел об этом?
— Он сказал, что жалеет только о том, что проводил так мало времени со своими детьми.