Брестская областная инспекция Госстандарта информирует...
Контрольно-надзорными органами продолжена работа по противодействию обороту опасной и несоответствующей требованиям законодательства продукции, направленная в первую очередь на профилактику нарушений и проведение внеплановых проверок при наличии достоверных сведений о нарушениях законодательства.
Брестской областной инспекцией Госстандарта (далее – Инспекция Госстандарта) за 9 месяцев 2018 года проведено 26 внеплановых проверок, 588 мониторингов и 89 обследований (расследований, контрольно-аналитических мероприятий и др.) соблюдения требований технических нормативных правовых актов (ТНПА) и технических регламентов при производстве и реализации продукции.
Нарушения установлены при 26 внеплановых проверках, 555 (94 %) мониторингах и 41 (46 %) обследовании (расследовании, контрольно-аналитическом мероприятии).
Всего госнадзору подвергнуто 6474 наименования продукции (пищевая продукция, изделия легкой промышленности, товары для детей, игрушки, парфюмерно-косметическая продукция, электротехническая продукция, мебель, пиротехнические изделия, строительные изделия и др.), из них 5618 (87 %) наименований – продукция импортного производства.
По результатам госнадзора не соответствовали требованиям ТНПА и технических регламентов 6077 (94 %) наименований, в том числе 5363 (95 %) – импортного производства:
- по безопасности:
пищевая продукция – продукция находилась в реализации с истекшим сроком годности;
чулочно-носочные изделия детские - наличие недопустимых синтетических волокон в изделиях для новорожденных;
одежда детская – по показателям «гигроскопичность» и «воздухопроницаемость»; наличие соединительных швов с обметыванием срезов, выполненных на изнаночную сторону в изделиях для новорожденных;
обувь детская – превышение предельного значения высоты каблука; наличие открытой пяточной части (в обуви для детей до 3 лет); применение подкладки из искусственной кожи в открытой обуви для детей ясельного возраста;
рюкзаки детские – отсутствовали светоотражающие элементы;
детские качели – наличие риска обусловленного конструкцией игрушки (крепления качелей (текстильный шнур) имеют диаметр менее 10 мм; перекладина, предотвращающая падение ребенка, расположена на высоте менее 200 мм от сидения);
игрушки – наличие поверхностного окрашивания игрушек-погремушек;
электротехническая продукция: отсутствие недопустимого риска при перегрузках, аварийных режимах и отказах, необеспечение необходимого уровня защиты от прямого или косвенного воздействия электрического тока, необеспечение отсутствия недопустимого риска при подключении и монтаже и др.;
мебель - по требованиям химической безопасности (отсутствие защитных и защитно-декоративных покрытий кромок изделий); по механической безопасности (наличие недопустимого риска ущемления частей тела при эксплуатации кроватей детских, несоблюдение требований к функциональным размерам изделий мебели);
- по качеству: по создаваемым электромагнитным помехам (электротехническая продукция);
- по маркировке: информация для потребителя отсутствовала, предоставлена не в полном объеме или предоставлена недостоверная информация;
- несоответствие по показателям, заявленным изготовителем в маркировке (электротехническая продукция);
- отсутствовали документы о подтверждении соответствия.
По результатам государственного надзора приняты меры:
выдано 50 предписаний об организации изъятия из обращения 59 наименований продукции, 22 предписания о запрете ввоза и обращения 32 наименований продукции, прекращено действие 13 сертификатов соответствия и 1 декларации о соответствии;
выдано 1 предписание о запрете производства;
запрещена реализация 12 наименований продукции в полном объеме и реализация 4727 партий продукции на сумму 261254,79 руб. (в том числе 4342 партий продукции импортного производства на сумму 249855,61 руб.);
выдано 516 предписаний (рекомендаций) об устранении нарушений;
составлено 202 протокола об административном правонарушении (размер административного взыскания по рассмотренным протоколам составил 13487 руб.).
Результаты надзорных мероприятий доводятся до всех заинтересованных. В печатных и электронных СМИ размещено 52 статьи, в том числе сведения о выявленной опасной продукции.
В рамках работы по выявлению не соответствующих требованиям ТНПА и технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) импортных аналогов, производимых в Республике Беларусь, а также в рамках проведения антиконтрафактных мероприятий инспекцией Госстандарта проведено 5 проверок и 231 мониторинг соблюдения требований ТР ТС при реализации продукции легкой промышленности (в том числе по информациям ОАО «Брестский чулочный комбинат», Брестского облисполкома, горрайисполкомов), из них при 33 мониторингах – повторно установлены нарушения. В том числе проведено 2 проверки и 96 мониторингов при реализации данной продукции по «низким ценам», из них 5 мониторингов – проведено комиссионно (совместно с представителями Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Минздрава, Брестского облисполкома).
Нарушения установлены при 5 проверках и 230 мониторингах.
Всего подвергнуто мониторингу 3380 наименований изделий.
По результатам проверок и мониторингов 3332 (99 %) наименования продукции не соответствовали требованиям ТР ТС (из них 1708 наименований имели признаки контрафактной продукции).
По результатам мониторингов приняты меры:
выдано 15 предписаний об организации изъятия из обращения 16 наименований продукции, 4 предписания о запрете ввоза и обращения 4 наименований продукции, прекращено действие 2 сертификатов соответствия;
запрещена реализация 2852 партий продукции на сумму 191290,18 руб.;
выдано 1 предписание об устранении нарушений и 197 рекомендаций по устранению нарушений;
составлено 106 протоколов об административном правонарушении, в том числе 95 - за повторно установленные нарушения (размер административного взыскания по рассмотренным протоколам составил 8744,88 руб.).
Также, по информациям Минпрома (ОАО «Брестский электроламповый завод», ОАО «БЕЛЛИС», г. Минск) проведено 4 внеплановые проверки и 1 мониторинг при реализации импортной электротехнической продукции. Нарушения установлены при всех надзорных мероприятиях.
Проверено 15 наименований продукции, указанной в информациях. Не соответствовали требованиям ТР ТС все 15 наименований.
По результатам проверок и мониторинга приняты меры:
выдано 12 предписаний об изъятии из обращения 12 наименований продукции;
2 предписания о запрете ввоза и обращения 2 наименований продукции;
1 предписание о прекращении действия сертификата соответствия;
запрещена реализация 15 партий продукции на сумму 1889,27 руб.;
выдано 2 предписания об устранении нарушений, рекомендации по устранению нарушений;
составлено 6 протоколов об административном правонарушении (размер административного взыскания по рассмотренным протоколам составил 134,82 руб.).
При проведении надзорных мероприятий инспекцией в обязательном порядке отслеживается наличие пищевой продукции, к которой применены ограничительные меры.
За отчетный период установлено 3 факта нахождения в реализации пищевой продукции импортного производства, запрещенной к ввозу и обращению на территории Республики Беларусь (действие деклараций о соответствия на данную продукцию прекращено):
факт нахождения в реализации масла сладко-сливочного несоленого «Традиционное», массовая доля жира 82,5%, высший сорт, изготовитель: ООО «Альянс» (г. Нурлат, Республика Татарстан, Российская Федерация), жирно-кислотный состав которого не соответствует молочному жиру коровьего молока;
2 факта нахождения в реализации сыра плавленого колбасного «Янтарный» копченого массовой долей жира в сухом веществе 40 %, изготовленного Товариществом на вере «Сыр Стародубский» (Россия), не соответствующего определениям «сыр»/ «молочный продукт», установленным в разделе II «основные понятия» ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», согласно которым использование немолочного жира не допускается (продукция сыр плавленый колбасный «Янтарный» массовая доля жира в сухом веществе 40 % не может быть идентифицирована как продукция, за которую выдается).
Также установлен факт нахождения сырка глазированного с заменителем молочного жира торговой марки «Мультяшки» с плодово-ягодным наполнителем черника, массовая доля жира 22 %, массовая доля молочного жира творожной основы не менее 50 % охлажденный 1/40 г, изготовитель: ООО «СЫРКОФФ» (Российская Федерация) без действующей декларации о соответствии (действие представленной декларация о соответствии предписанием Главного государственного инспектора Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов от 09.07.2018 №05-12-2/152 прекращено с 13.07.2018);
По результатам надзорных мероприятий составлено 6 протоколов об административном правонарушении, продукция снята с реализации.
Учреждениями государственного санитарного надзора за 9 месяцев 2018 года мониторингом охвачено 1503 субъекта хозяйствования, осуществляющих оборот пищевых продуктов и продовольственного сырья. Нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения выявлены на 1197 (79,6%) субъектах, 2277 объектах, в том числе на 254 объектах выявлены нарушения при обороте пищевой продукции импортного производства.
Среди выявленных нарушений основное место занимают реализация товара без маркировки или с несоответствующей информацией на маркировке сведениям в товаросопроводительных документах, реализация продукции с истекшими сроками годности, нарушения условий хранения и др.
По фактам выявленных нарушений вынесено 37 постановлений по делу об административном правонарушении в отношении юридических лиц, 20 – в отношении виновных должностных лиц, общая сумма штрафов составила 14 507,0 руб., 9 предписаний/предложений о приостановлении деятельности, 5 предписаний о сокращении ассортиментного перечня реализуемых товаров, 477 предписаний об изъятии из обращения пищевых продуктов общим весом 3534,67 кг (в т.ч. 156 предписаний об изъятии из обращения пищевых продуктов импортного производства общим весом 1186,9 кг продукции), выдано 1383 рекомендации об устранении нарушений, направлено 128 информаций в органы власти.
Также за истекший период 2018 г. учреждениями государственного санитарного надзора проведен мониторинг соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства 453 субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот промышленной группы товаров.
Нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе при реализации продукции импортного производства, были выявлены у 115 (25,4%) субъектов хозяйствования, на 125 торговых объектах (в том числе на 112 торговых объектах при обороте промышленной группы товаров импортного производства).
Основные выявленные нарушения при обороте промышленной группы товаров – реализация товаров без наличия маркировки или неполной информацией о товаре, наносимой в соответствии с требованиями законодательства; отсутствие документов, удостоверяющих качество и безопасность реализуемых товаров и др.
По фактам выявленных нарушений при реализации промышленной группы товаров выдано 79 рекомендаций об устранении нарушений (из них 66 – по обороту импортной продукции), вынесено 62 предписания об изъятии из обращения промышленной группы товаров в количестве 1432 ед. (в т.ч. 1219 ед. продукции предназначенной для детей и подростков, 24 ед. детских игрушек, 5 ед. парфюмерно-косметической продукции и др.), из них 57 предписаний об изъятии промышленной группы товаров импортного производства. Направлено 60 информаций в органы власти, 39 информаций в заинтересованные органы и ведомства.
Кроме того, в текущем году учреждениями государственного санитарного надзора в составе межведомственных рабочих групп при горрайисполкомах проведен мониторинг 47 объектов, осуществляющих оборот продукции легкой промышленности, в том числе товаров детского ассортимента и игрушек. Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены на 37 объектах.
Так же, во исполнение постановления заместителя Министра – Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 06.08.2018 № 74 «О проведении мониторинга соблюдения субъектами хозяйствования требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия при обороте товаров для детей школьного ассортимента», в августе 2018 г. специалистами санитарно-эпидемиологической службы Брестской области мониторингом охвачено 31 место массовой торговли и 57 торговых объектов.
В ходе надзорных мероприятий особое внимание уделялось местам массовой продажи школьных товаров («школьные ярмарки», «школьные базары»), рынки, торговые центры и т.д. Нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при реализации товаров для детей школьного ассортимента выявлены на 20 торговых объектах.
Кроме того, специалистами санитарно-эпидемиологической службы области принимается участие в совместных с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь мониторингах торговых объектов, реализующих товары легкой промышленности по низким ценам.
Так, в сентябре 2018 г. специалистами Кобринского зонального ЦГиЭ в составе комиссии (управления контроля и расследования ГУ МАРТ по Брестской области, отдела госнадзора за техническими регламентами и стандартами Брестской областной инспекции Госстандарта) 11.09.2018 проведен мониторинг торговых точек: магазин «Модный сезон» ООО «Асадбек», расположенный по адресу: г. Кобрин, ул. Пушкина, 15; магазин «ГлаМурр» ИП Пушкиной Н.В., расположенный по адресу: г.Кобрин, ул. Ленина, 6.
Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Беларусь, технических регламентов Таможенного союза при обращении промышленной группы товаров, выявлены на одном торговом объекте (магазин «Модный сезон» ООО «Асадбек», расположенный по адресу: г. Кобрин, ул. Пушкина, 15).
Справочно: по состоянию на 11.09.2018 осуществлялась реализация продукции, предназначенной для детей и подростков без документов, подтверждающих их качество и безопасность, без маркировочных ярлыков или с неполной информацией на маркировочном ярлыке (отсутствуют данные о производителе, наименовании изделия, составе тканей, дате изготовления, штрих-коду, отсутствует маркировка единым знаком обращения на рынке Таможенного Союза) – 6 наименований (30 штук):
носки детские «Бамбук», производства ООО «Брат» в количестве 7 штук; носки детские «Baby Socks» в количестве 4 штук (2 упаковки); трусики детские «Bixtra» в количестве 10 штук; трусики детские (белые) в количестве 3 штук; жилет детский производства Китай в количестве 5 штук, а также сумка детская (рюкзак) для дошкольного возраста в количестве 1 штуки, производства Китай без документов, подтверждающих качество и безопасность и с неполной информацией на маркировочном ярлыке (отсутствуют данные о возрастной принадлежности).
По результатам вышеуказанного мониторинга вынесено предписание об изъятии из обращения вышеуказанных товаров для детей (6 наименований, 30 штук) от 11.09.2018 № 30, направлены информации в Кобринский райисполком и управление контроля и расследования ГУ МАРТ по Брестской области.
В октябре 2018 г. планируется участие специалистов Брестского зонального ЦГиЭ в совместном с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь мониторинге торговых объектов, реализующих товары легкой промышленности по «низким ценам», в г. Бресте.
При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий учреждениями госсаннадзора уделяется особое внимание вопросам реализации опасной продукции, ввоз и обращение которой на территории Республики Беларусь запрещен предписаниями заместителя Министра здравоохранения – Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь и Главного государственного инспектора Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов. За истекший период текущего года в реализации такой продукции не выявлено.
Органами регулирования торговлей горрайисполкомов, облисполкома работа по защите потребительского рынка от несоответствующей требованиям законодательства продукции продолжена по следующим основным направлениям:
контроль за соблюдением требований к качеству и безопасности пищевой продукции;
контроль за работой торговых объектов, реализующих дешевые товары легкой промышленности иностранного производства.
Специалистами соответствующих подразделений проводятся мониторинги, обследования объектов торговли и общественного питания, в ходе которых рассматриваются вопросы соблюдения правил продажи, в их числе:
доведение до потребителя достоверной информации о товарах, их потребительских свойствах, сроках и условиях реализации товара, наличие документов, подтверждающих качество продукции, наличие маркировки на товаре и другие.
Так, в январе-сентябре 2018 года специалистами главного управления торговли и услуг облисполкома (далее - управление) проведены мониторинги и обследования 252 объектов торговли и общественного питания в 17 регионах области по соблюдению законодательства в сфере торговли.
В рамках своих полномочий по вопросам качества продукции специалисты управления проверяли сроки реализации товаров, наличие и правильность маркировки, наличие документов, подтверждающих качество товара, записи в книгах замечаний и предложений о качестве товара, обследовали внешний вид продукции.
Справочно. За январь-сентябрь 2018 года специалистами управления проведены мониторинги и обследования 164 объектов торговли, где реализуются продовольственные товары, и 60 объектов общественного питания. По итогам мониторингов в адрес собственников объектов, где были выявлены нарушения, направлены рекомендации по устранению недостатков. Их выполнение контролируется управлением.
Также, специалистами управления в марте, апреле и сентябре 2018 года в ходе мониторинга торговых объектов в гг. Барановичи, Жабинка, Кобрин изучена работа шести торговых объектов, реализующих товары легкой промышленности импортного производства по низким ценам. Выявлены нарушения правил торговли в части не доведения до покупателя обязательной информации, отсутствия указателей размеров, отсутствия на отдельных товарах полной маркировки согласно требованиям технических нормативных правовых актов, а также невыполнение обязанности по наличию в торговых объектах отечественных товаров (несоблюдение ассортиментных перечней). Повторимся, что собственникам объектов, где в ходе мониторингов выявлены факты несоблюдения законодательства в сфере торговли, направлены рекомендации по устранению недостатков (нарушений) с указанием сроков информирования управления.
Отметим, что в течение текущего года в адрес Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь облисполкомом неоднократно направлялись предложения по закрытию внутреннего рынка республики от товаров легкой промышленности иностранного производства низкого ценового сегмента, не соответствующей требованиям ТР ТС по качеству, безопасности продукции, реализуемой без сопроводительных документов, а также предложения по усилению требований в части контрольной деятельности.
Так, последние предложения в части усиления контрольной деятельности были направлены в министерство в сентябре 2018 года.
По линии надзорной деятельности Брестского областного управления Госпромнадзора за 9 месяцев 2018 года проведено 219 мониторингов субъектов хозяйствования Брестской области, в том числе, по соблюдению требований ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающего на газообразном топливе», ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», по вопросам соблюдения требований технических регламентов таможенного союза в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
В ходе проведения надзорных мероприятий, нарушений требований технических регламентов не выявлено, что свидетельствует о высоком уровне соблюдения требований технических регламентов со стороны производителей потенциально опасных объектов и технических устройств, поднадзорных Госпромнадзору.
За 9 месяцев 2018 года проведено 307 приемок потенциально опасных объектов (объектов систем газораспределения и газопотребления, оборудования, работающего под избыточным давлением, пассажирских лифтов, грузоподъемных кранов). Опасная и несоответствующая требованиям технических регламентов продукция, технические устройства не выявлялись.
За этот же период принято под надзор 123 потенциально опасных объектов импортного производства (все подпадают под требования ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающего на газообразном топливе», ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»). Таким образом, импортная составляющая в оборудовании, поднадзорном Госпромнадзору, по Брестскому региону является минимальной.
При этом все принимаемое в эксплуатацию оборудование соответствует требованиям технических регламентов, поэтому меры воздействия к работникам субъектов хозяйствования и к самим субъектам хозяйствования в ходе осуществления надзорных мероприятий не применялись.
Информация от министерств, концернов, Брестского облисполкома, горрайисполкомов Брестской области о поступлениях на внутренний рынок импортной продукции, не соответствующей заявленным характеристикам и требованиям безопасности, установленным законодательством Республики Беларусь, в Брестское областное управление Госпромнадзора не поступала.
Факты неоднократной реализации опасной и несоответствующей требованиям законодательства импортной продукции по субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим розничную (оптовую) торговлю, Брестским областным управлением Госпромнадзора не выявлялись.
Налоговыми органами области при проведении контрольных мероприятий арестовано товарно-материальных ценностей на сумму 722,5 тыс. руб., из которых обращено в доход государства на общую сумму 374,0 тыс. руб.
Брестской таможней в ходе проводимой работы по противодействию обороту опасной и несоответствующей продукции пресечен ввоз товаров несоответствующих требованиям законодательства:
84 факта незаконного ввоза одежды иностранного происхождения, а именно 8275 единиц на сумму 230096 руб.;
12 фактов незаконного ввоза пиротехнической техники (33 единица) на сумму 761 руб.;
1 факт незаконного ввоза швейной фурнитуры (10530 единиц) на сумму 10530 руб.;
3 факта незаконного ввоза обуви (158 пар) на сумму 5297,6 руб.;
588 фактов незаконного ввоза алкогольной продукции (24267 литров) на сумму 77297,67 руб.;
18 фактов незаконного ввоза саженцев плодовых культур и декоративных растений на сумму 37144 руб.;
11 фактов незаконного ввоза семян овощных культур и газонной травы на общую сумму 456 руб.;
65 фактов незаконного ввоза моющих средств общего назначения на сумму 9132 руб.;
9 фактов незаконного ввоза инсектицидных средств для защиты растений на сумму 2009 руб.;
Сотрудниками отдела по борьбе с контрабандой был предотвращен незаконный ввоз товара: бытовой техники в количестве 72 единицы общей стоимостью 65470 руб., дорогостоящей посуды и столовых приборов элитных марок в количестве 1566 единиц общей стоимостью 107382 руб. В результате проведенных оперативных мероприятий данные группы товаров были изъяты.
19 сентября 2018 года сотрудниками Брестской таможни проведен таможенный осмотр помещения магазина «Центр Низких Цен» ЧТУП «Сканит», г. Брест. По результатам проведенного мероприятия нарушений не установлено.
Следует отметить, что согласно протоколу Брестского облисполкома от 19.07.2018 №22-44/12 (по результатам проведенных расширенных совещаний в период с 30.05.2018 по 27.06.2018 на базе Брестского, Пинского, Барановичского горисполкомов, Кобринского и Березовского райисполкомов с участием всех горайисполкомов области) в каждом районе области созданы рабочие группы по противодействию обороту опасной и несоответствующей требованиям законодательства продукции в составе специалистов инспекции Госстандарта, горрайисполкомов, центром стандартизации, метрологии и сертификации, центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, а также определен перечень организаций, которые будут принимать участие в работе по выявлению опасной и не соответствующей требованиям законодательства продукции.
В октябре 2018 года Инспекцией Госстандарта в адрес горрайисполкомов и 55 заинтересованным предприятиям Брестской области направлена информация о результатах государственного надзора за 9 месяцев 2018 года с предложением продолжить системную работу по исследовательскому мониторингу и испытаниям поступающей на рынок региона импортной продукции, в том числе аналогичной выпускаемой предприятиями региона.
Г.А. Кашалов, начальник Брестской областной инспекции Госстандарта.