"Приехали службы, разобрали и сожгли!" Как в Вилейке собираются всем миром восстановить "козий" мост

Источник материала:  
17.10.2018 15:24 — Новости Общества

В Вилейке уже год собирают деньги на новый «козий» мост (узкий деревянный мостик без перил), который больше полувека строили люди. В июне 2017 года его окончательно доломала буря. Построить новый городу предложил местный энтузиаст. Стал собирать деньги. Но их не хватает, рассказывает Млын.by.


«Мост как переправа для скота уже никому не нужен, а вот горожанам без него плохо»

Алексей Деруго живет в Школьном переулке с рождения. Недалеко от его дома когда-то и стоял тот самый «козий» мост, который местные жители не один десяток лет строили всем миром.

— Мост здесь был, сколько себя помню. Лет 50 точно! И не один. Самый первый строила моя бабушка. Собирали по 3−5 рублей, выходили со своими пилами — и клепали за два дня, — вспоминает Алексей.


Название, как и строительство, у моста народное: «козий». Еще 10 лет назад этот мост был единственной переправой скота на противоположный берег Вилии. Местные говорят, что целью попасть на тот берег были не только прогулки, выгул домашнего скота и рыбалка — тамошние леса богаты ягодами и грибами.

— Раньше чуть не в каждом дворе скот держали. Сначала на лодках переплывали, а потом люди мосты поставили. «Козьих» было три. В основном своих коз, овец и коров переправляли жители Стахановской, нашего Школьного переулка и площади Свободы. Стояли мосты в нескольких сотнях метров друг от друга: от Школьного переулка до завода «Стройдетали». А как зима подходила, их вручную разбирали, чтобы ледоходом не унесло.

Последние годы, рассказывают местные, потеплело, Вилия перестала замерзать, люди натянули трос — и единственный козий мост начал зимовать. И гнить. А новый больше не строили.

— Мост как переправа для скота уже никому не нужен — коз почти никто не держит. А вот горожанам без него плохо: рыбаки через мост ходили, пары молодые. Там же (в лесу на противоположном берегу) грибы и ягоды хорошие. А теперь до того леса 50 минут на велосипеде пилить надо! — сетуют местные.

«Козий» мост, уверяют вилейчане, уже давно был в аварийном состоянии. А прошедшая в июне 2017 года буря доломала его окончательно.

— Приехали службы, разобрали и сожгли! — вспоминают последние дни моста местные.

«Как это: был мост и нет? Нехорошо! Думаю, дай-ка займусь!»

Год назад за восстановление мостика взялся местный предприниматель Виталий Малыш. Говорит, без него теперь ни в лес за грибами, ни на рыбалку. «Нужно людям вернуть мост!» — решил предприниматель и стал собирать деньги.

—  Мое детство прошло возле этого моста, — объясняет причину своего неравнодушия Виталий. — Этим мостом пол-Вилейки пользовалось. Спросил как-то у местных, собираются ли восстанавливать. Сказали, что нет ни времени, ни сил, ни денег. Не смог я пройти мимо… Ну, как это: был мостик и нету? Нехорошо! Думаю, дай-ка я займусь и верну его людям! Решил проявить инициативу, заказал у частника ящики для сбора денег с надеждой, что неравнодушных среди нас много. Посчитал, что, если каждый по копейке бросит, что-то да соберется, а потом все вместе и восстановим.

Виталий уверяет, что такой вариант пока самый верный и реалистичный.

— Чтобы построить новое сооружение, нужен проект с проведением различных процедур, включая пробы воды, изучение течения Вилии и так далее. И стоит проект в несколько раз дороже, чем сам мост. Мне называли сумму — где-то 20 тысяч рублей. Да и потом какое из предприятий примет этот мост на баланс? Кто согласится его в дальнейшем обслуживать? Когда я все это прокрутил в голове, было понятно, что восстановить мост можно только силами вилейчан, — объясняет энтузиаст.

Каким будет новый мост и как помочь восстановлению?

На восстановление моста пока, прикинули, нужно 3800 рублей. Сбор начали чуть больше года назад. Весной готовы были стартовать. Весна пришла, говорит предприниматель, но нужную сумму не собрали. Несмотря на это, от своей идеи Виталий отказываться не собирается. Верит, что в городе еще много таких же неравнодушных энтузиастов.

По его задумке, новый мост должен быть из металла. Настил планируется расширить и уложить на толстостенные металлические сваи (48 штук), заполненные бетоном. Если хватит денег, то и перила тоже будут металлическими.

— Такой мост прослужит лет 60−80, — считает Виталий. — Трубы, на которых уложится настил, покрыты специальными полимерами, из-за чего степень ржавления в год составляет 0,01%. Это значит, мост простоит более полувека. На сваи нам необходимо 3800 рублей. Хотелось бы настил и перила тоже металлические. Но, если мы не соберем нужную сумму, я планирую обратиться к руководству местных лесоперерабатывающих предприятий, чтобы те помогли материалами.


Для сбора денег предприимчивый вилейчанин договорился с руководством организаций и учреждений. Те охотно поддержали идею и разрешили поставить у них ящики.

— Если мы к весне собрали бы эти деньги, четыре человека за неделю поставили бы новый мост! — говорит вилейчанин. — Сколько денег в ящиках сейчас, мы не знаем. Но их пока недостаточно, чтобы разворачивать строительство, — говорит Виталий Малыш. — Мы планируем открыть ящики перед Новым годом.

Желающие могут помочь в восстановлении моста и сейчас, пожертвовав любую сумму. Ящики стоят в магазине «Чирково», «Ромашка», «Ампер» (здание Дома быта), в кафе «Милан» и в «Острове чистоты» в центре города.

←Эксперт поделится опытом создания велосипедной инфраструктуры на примере польского города Лодзь

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика