Лукашенко: Противно то, что у нас есть, пусть и единичные, факты дедовщины
Порой престиж армии, воинской службы из-за тех или иных единичных негативных фактов опускают настолько, что люди начинают бояться армии. Об этом заявил Александр Лукашенко, сообщает пресс-служба президента Беларуси.
«Я несколько резок при высказываниях на эту тему. Потому что это меня как мужика, не только президента, слишком задевает», — подчеркнул он.
Лукашенко в связи с этим отметил, что в Беларуси около 80% из числа подлежащих призыву на срочную военную службу предоставляются отсрочки по тем или иным основаниям. «Почти 80% по закону в отсрочке. Кому-то по учебе, кому-то по семейным обстоятельствам… То есть мы сами приняли такие решения, что люди по закону могут не служить. Это не нормально. Знаете, мы вымираем как класс, мы вымираем как мужики», — сказал он.
Глава государства обратил внимание, что в случае военного конфликта многие просто не будут уметь пользоваться розданным оружием. «Мы очень серьезно, и это наша задача, в течение этого года и ближайшего полугодия подумаем над тем, как сделать так, чтобы научить мужика защитить хотя бы себя и свою семью, не говоря уже о том, что он Родину должен защищать. Мы сами тут нахомутали кучу вопросов и сегодня ахаем, охаем, что у нас где-то не хватает военнослужащих», — заявил президент.
Глава государства подчеркнул, что порой престиж армии, воинской службы из-за тех или иных единичных негативных фактов опускают настолько, что люди начинают бояться армии. «Хорошая у нас армия, не без этих разного рода проблем, как в Печах были события. Это армия, это было всегда», — сказал президент.
Александр Лукашенко по этому поводу высказал суждение о том, что армия изначально создана для войны и проведения учений. «А что бы было в Беларуси, если бы где-то погибли 25 белорусских граждан. Мы бы, наверное, на уши встали и гвалтом кричали. А ведь не бывает так, чтобы в воюющей армии не гибли люди», — провел параллели Глава государства.
Президент обратил внимание, что факты гибели военнослужащих, к сожалению, случаются даже во время учений. Он привел в пример один факт времен Советского Союза из собственного опыта. Один из этапов того учения проводился в Витебской области. «На моих глазах. Шла стрельба. Как они говорили, снаряд надломился — не пошел по траектории — и попал в БТР. Восемь человек в нем было. Все погибли», — рассказал Александр Лукашенко. «Катастрофа. Не дай бог, но увы», — добавил он.
«Нам еще молиться надо за то, что Бог нас уберег и что мы в армии не несем таких потерь. Но это не оправдание событиям в Печах, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Противно то, что у нас есть, пусть и единичные, факты дедовщины. У меня внутри все переворачивается. Потому что, когда я служил в погранвойсках, мы вообще не знали, что такое дедовщина».
Напомним, тема дедовщины стала актуальной год назад. После гибели рядового Александра Коржича в 72-м гвардейском Объединенном учебном центре в армии прошли проверки. В суды были направлено несколько дел по фактам дедовщины. Со смертью рядового Коржича они не связаны. Так, в марте-мае в Борисове рассмотрели несколько дел в отношении военных из Печей. В Гродно также были судебные заседания. Например, в мае 2018 года двое военнослужащих, обвинялись в превышении власти, сопряженном с насилием на военной службе. Солдаты были признаны виновными и взяты под стражу в зале суда. Суд над военнослужащими, которые обвиняются в доведении до самоубийства 21-летнего Александра Коржича, начался 8 августа этого года.