Уроки по 80 минут и футбол на переменах. Как устроена частная школа в Минске за 900 руб в месяц
Прозрачные стены вместо закрытых кабинетов, 80-минутные уроки-модули и домашнее задание, которое не нужно брать на дом, — в Минске в этом году открылась еще одна частная школа Stembridge, которая обещает раскрыть талант каждого ученика. Обучение здесь стоит около 900 рублей в месяц. Как и чему здесь учат, узнавал TUT.BY.
Отказ от коридорной системы, прозрачные стены, настольный футбол, уголок тишины
Минск, проспект Независимости, 117а. На то, что на третьем этаже торгового центра «Александров пассаж» расположилась новая частная школа, не намекает ничего, кроме расписания звонков, которое висит в лифте. Повесили его сами ученики, рассказывает директор и сооснователь школы Наталья Искорцева.
— Звонков у нас нет и не будет. Пока детям сложно ориентироваться. Но мы верим, что это формирует навык самоорганизации.
Таких неслучайных мелочей, которые служат для чего-то, в школе уйма. Наталья проводит экскурсию по школе и показывает некоторые из них. Начинает с самого́ помещения. Оно нестандартное: стены прозрачные, вместо глухого потолка рекреации — окно.
— В концепции помещения мы отказались от классно-коридорной системы. Хотели, чтобы было много света, воздуха, высокие потолки и место для столовой. Сперва мы долго не решались зайти сюда: торговый центр все-таки. Но когда увидели это пространство, стекло, потолок, поняли, что вот она — наша школа.
В своем первом учебном году школа Stembridge набрала учеников с первого по седьмой класс — всего более 70 человек. На «входе» с будущими учениками знакомился психолог и давал комментарии, чтобы учителя и директор понимали, на что стоит обратить внимание в общении и обучении ребенка.
— Например, насчет одного ученика психолог сразу сказала: к нему нельзя использовать подход, основанный на харизматическом лидерстве вроде «давай, вперед, у тебя все получится». Ему нужно дать время осмотреться, понять, что происходит, тогда он быстро вливается сам. Но нельзя втягивать силой. В итоге этот мальчик классно раскрылся.
В рекреационной зоне сейчас стоят настольный футбол и бильярд. Вскоре появятся шахматы, а также сцена. У выхода из кабинета — классики и пуфы. Все для того, чтобы детям было чем занять себя на перемене.
Для тех, кому нужно уединение, есть уголок тишины с пуфами.
На стенах рекреации висят листы с домашним заданием для каждого класса, а также рисунки. Это то, что ученики принесли 3 сентября на праздник открытия школы.
— Это была их самопрезентация. Дети наполняли стены собой, своими смыслами. Также в первый день мы устроили квест, чтобы дети смогли познакомиться с пространством школы.
На уроке — только пенал и планер. Никаких дневников и гор учебников
Занятия в школе начинаются в 9 утра. Заканчивается каждый учебный день по-разному: от 15.35 до 16.30.
После первого 80-минутного модуля запланирован перерыв для второго завтрака: обычно это фрукты и йогурт или молоко с печеньем. В 13.00 — горячий обед: его готовят в детском саду «Давайте расти» и привозят в школу в термоконтейнерах. Обедают ученики в школьной столовой.
На уроки ученики берут с собой только пенал, тетрадь и планер. Никаких дневников и гор учебников. Личные вещи дети оставляют в шкафчиках. Там же все учебное время хранятся и мобильные телефоны.
— Для учебы у нас есть планшеты, на которых можно работать. На мобильных телефонах лучше играть дома. Хотя вынашиваем мысль о том, как интегрировать личные гаджеты в школьную жизнь: ведь телефон — это же и органайзер.
Дверь в кабинет директора всегда открыта. Туда постоянно забегают ученики: то им нужны «артефакты» (что бы это ни значило), то коробочки, в которых можно похоронить умершего жука, найденного на улице. Сама Наталья в кабинет заходит обычно к часам 16, когда занятия подходят к концу и есть возможность поработать с административными делами.
Над конкретным планом открыть собственную школу Наталья начала работать ровно год назад. Но мысли были гораздо раньше — рассказывает, что ее собственные дети уже давно спрашивали: «Мама, ну когда уже мы пойдем в твою школу?» Ответа все не находилось.
Сама Наталья сперва мечтала о семейном центре.
— До этого я работала с подростками в профилактике девиантного поведения, поэтому понимала, что их проблемы рождаются не в подростковом возрасте, а гораздо раньше — в семье. Идея создать семейный центр появилась с рождением первенца. Для этого было почти все, кроме денег. Но потом я ушла работать в бизнес, и семейный центр потерял актуальность. Зато появилась идея о школе.
Прошлым летом я решила — пора начинать. Тогда же с коллегами-волонтерами решили сделать форум «Про школу: Так можно!». Именно так созрел четкий план: сделаю форум — займусь школой.
Так и случилось. Самое главное — я не одна. Такие дела невозможно делать в одиночку. Школу мы создали в партнерстве с Ириной Вдовиной и Сергеем Поповым — собственниками уже работающей начальной школы и детского сада «Давайте расти».
У соучредителей Ирины и Сергея уже есть опыт в организации учреждений образований — это большое дело. Мы все выходцы из международного бизнеса, то есть многое понимаем одинаково. Ведь в партнерстве очень важно говорить на одном языке.
И конечно, выстроить школу с нуля с 1-го по 8-й классы невозможно без самих учителей.
Модули по 80 минут и выполнение «домашки» прямо в школе
Главные принципы, которые «исповедует» школа, — это вера в ребенка и понимание того, что все дети разные.
— Мы только поможем им найти способ раскрыться, — говорит Наталья.
Также обучение в школе нацелено на то, чтобы сформировать у детей прочный научный базис и научить применять его в жизни.
— Своих выпускников мы видим людьми мыслящими — самостоятельно, креативно, критически. Это будет человек, который способен осознавать и понимать себя. Ведь отсюда начинается и выбор профессии, и формирование социальных отношений, и в целом становление человека. Для нас важно развивать в учениках эмоциональный интеллект, коммуникационные, самоорганизационные навыки и надстраивать их над научным базисом. Ведь одними софт-скилами профессию не получишь. Но и просто с научным базисом далеко не пойдешь. Важно и то и другое.
В учебной программе школа делает акцент на STEM-компоненте — науке, технологиях, инжиниринге и математике.
— В STEM’e есть несколько принципов: метапредметность, проектный подход, глубокий научно-практический опыт. Мы учим не наукам, а через науки. Это все о том, что в жизни науки не существуют изолированно, — они вперемешку вокруг нас каждый день. Любимый пример нашего СТЕМ-педагога Аксаны Акуневич — все изучают в школе строение атома, но при этом многие, вырастая, боятся микроволновки, потому что считают, что в ней радиация. Также мы показываем, что через технологии можно изучать биологию, литературу, географию и т.д.
Отдельным предметом в расписании стоит урок рефлексии — то, что в государственной школе называлось бы классным часом.
— Но только с несколько другим смыслом — мы говорим о том, что было в течение недели, что было важно, а что — нет, кто и как на это отреагировал, что и как можно улучшить.
В конце каждого учебного дня у школьников стоит час самоподготовки, во время которого они делают домашнее задание. Это также неслучайная «мелочь».
— Эту модель придумала не я, познакомилась с ней в московском лицее «Ковчег XXI» Рустама Курбатова. У них на самоподготовку уходит один урок — даже не один час. В школе всегда есть учителя, а значит, есть у кого спросить. Это освобождение семьи от школьного, от того, чтобы родители садились за учебники и делали работу учителей. Это же детям задано, а не родителям. А родителям с детьми лучше пойти прогуляться, поиграть в настольную игру, посмотреть вместе фильм и обсудить его. Это то, чего сейчас в семьях не хватает.
В расписании школы Stembridge можно найти как стандартные 45-минутные уроки, так и модули продолжительностью 80 минут.
— Мы сначала думали, что вовсе откажемся от уроков и построим расписание на модулях. Но есть определенные ограничения со стороны учебного плана, поскольку мы официальное учреждение образования.
Почему в Stembridge считают, что модули — это эффективно? Наталья поясняет:
— Люди не могут концентрироваться на чем-то одном дольше 20 минут. Об этом говорит не одно исследование. И неважно, какие люди: маленькие или большие. Предел концентрации — 20 минут, затем нужно переключаться.
В модуле длиной 80 минут есть три блока по 20 минут и 5−10-минутные переключения между ними. Эффективность такого подхода получается выше за счет концентрации и погружения в одну область.
Это наш эксперимент, не копипаст. Такая система хороша себя зарекомендовала в языковой школе. Мы хотим посмотреть, как это будет в общеобразовательном контексте. Верим, что сработает.
Нефатальность оценок и контрольные, которые можно переписать
Дневников у школьников нет, а вот журналы у учителей — есть. Туда, как и в государственной школе, заносятся все оценки. С одной лишь ремаркой: свои баллы ученик может исправить, если, конечно, захочет.
— То, чего нам хотелось избежать, — это фатальности оценок, когда человек смиряется с тем, что не может повлиять на результат своего труда. Мы хотим вернуть детям ответственность за их оценки. Например, ребенок получает проверенную контрольную, видит свои ошибки. Он может сказать: «Да, мне ОК, я понял ошибки. Ставьте эту оценку». Но может сказать и по-другому: «Я не согласен, хочу переделать. Что для этого нужно? Переписать контрольную? Выучить дополнительно? Досдать?»
Ни один из учителей не пришел в школу по объявлению, рассказывает Наталья Искорцева.
— Команда сформировалась весной — из собственных контактов и рекомендаций. Например, у математика Александра (всеобщего любимца в школе) занимался мой старший сын. Русский язык преподают Ольга Казакевич и Сергей Бородич. Белорусский — Дима Макарчук. Дима и Сергей — это те двое известных «сумасшедших» парней, которые бросили работу и уехали работать учителями в деревню.
Все эти люди — больше чем про учительство. С Мариной, учительницей начальных классов, мы познакомились на форуме «Про школу. Так можно». С Оксаной — физиком и математиком — через родительскую образовательную кооперацию. Елена Савко работала в начальной школе «Давайте расти» учителем продленки, а до этого преподавала философию в ЕГУ. У нас Лена преподает географию и историю — с глубоким понимаем, не про даты и события, а про то, что происходило и почему. Одну из учительниц английского порекомендовала одна из наших учениц.
По словам Натальи, для нее было важно сформировать коллектив учителей, который работал бы не как наемный персонал, а как команда, решившая вместе делать новую школу.
— У нас с партнерами было общее видение школы. Но важно, чтобы это видение было сформировано, сформулировано и разделяемо самими учителями. Потому что учителя — не наемный персонал. Как работа, я думаю, школа им была не нужна: это люди состоявшиеся и самобытные, которые на репетиторстве и на бизнесе могли бы зарабатывать больше, я уверена. Поэтому мы чуть ли не полгода вместе определяли наши цели и ценности, чтобы у всех они были определены общим языком.
За 9 месяцев учебы — 9720 рублей
Обращаться к учителям ученики могут как по имени и отчеству, так и просто по имени. Главные ценности в общении — это уважение и свобода — но та, которая равна ответственности.
— К нам вход по ценностям. Если человек не уважает их, то, скорее всего, мы скажем нет, независимо от того, сколько денег готов платить родитель.
К слову, об оплате. 9 месяцев обучения в школе стоят 9720 рублей. Оплата производится в четыре этапа. Еще есть схема, когда родитель становится инвестором, то есть оплачивает обучение почти на два года вперед.
— Так родители страхуют себя от валютных рисков, хоть и производится оплата в белорусских рублях. В договоре у нас написано: если курс евро вырастает более чем на 15 процентов, стоимость индексируется.
В эту стоимость входят все учебные материалы — родителям не нужно покупать ничего, кроме пенала с письменными принадлежностями, спортивной формы и сменной обуви. Тетради, учебники мы закупаем сами. Стоимость питания также входит в эту сумму.
После уроков школа становятся своеобразным «домом пионеров». Сюда приезжают разные студии города — по шахматам, вокалу, фортепиано, СММ, программированию, гитаре, айкидо, архитектурному мышлению, театру, рисованию и т.д.
— В этом тоже заключается концепция: все в одном месте. Чтобы родители после школы не возили детей по всему городу, а лучшие студии города сами приезжали сюда.
— В долгосрочной перспективе какой хотелось бы видеть свою школу?
— В идеале, чтобы это было собственное здание. Сложно, когда дети не могут просто выйти на улицу побегать: обязательно нужны два сопровождающих. Хотя и это возможно.
Та команда, которая есть сейчас, очень близка к идеальной. Хотелось бы больше международного взаимодействия. Но это все в планах — обмены и для учеников, и для учителей.
Мы хотели бы, чтобы школа стала хабом образовательной жизни для учителей, когда научная жизнь тут же переводится в обучающий процесс.