"Смотрите свои фильмы заранее, потом у папы футбол". Истории самых преданных футбольных болельщиков
Матчи чемпионата мира по футболу 2014 года посмотрели 3,2 миллиарда человек, почти полпланеты. И у нынешнего чемпионата есть все шансы побить этот рекорд. И хотя белорусская сборная ни разу на ЧМ не играла, белорусы, как и весь мир, болеют, переживают, радуются и расстраиваются из-за игр. TUT.BY собрал истории трех самых преданных футбольных болельщиков.
Юрий Волчек: взял отпуск и уехал в деревню с плазменным телевизором
До начала матча между Уругваем и Францией остается минут пять, Юрий Волчек во дворе дома, в котором родился, докуривает сигарету.
— Пойдем смотреть, это ж такой матч! Я все-таки думаю, что Уругвай должен выиграть: Суарес, Кавани должны свое слово сказать! — в деревне Виноградовка, что в Дзержинском районе Минской области, белорус надеется, что уругвайцы не подведут.
Вообще собеседник живет в Дзержинске, работает на Дзержинском экспериментально-механическом заводе. Чемпионат мира начался 14 июня, а с 18 июня Юрий Волчек в отпуске. Из городской квартиры в деревню привез с собой плазменный телевизор.
— Футбол хочется смотреть, конечно, на хорошем экране! А в квартире на всякий случай маленький телевизор оставили. Но я туда стараюсь пока не ехать, в основном тут смотрю.
Пока игроки сборных Уругвая и Франции входят в ритм игры, Юрий Волчек рассказывает: пристрастился к футболу еще в 1982 году — тогда чемпионат мира проходил в Испании.
— Я служил на заставе, наш начальник был большой любитель футбола. Все, кто не занят на наряде, собирались смотреть матчи! Ну, после того ни одного чемпионата мира и Европы не пропускаю.
Любимое место для просмотра матча — кресло возле печки. Сейчас она не топится, лежанка на печи закрыта занавеской.
— Когда я женился, дети родились, мы поначалу тут жили в Виноградовке. Так у нас в семье сложилась традиция смотреть биатлон! Это было очень круто — лежать на печи и смотреть! — рассказывает Юрий Волчек, что не футболом единым.
Было время, когда Юрий собирал эмблемы клубов. Барселона, Бавария, — наверное, пятнадцать эмблем висели на нитке на ковре. Из подобных артефактов сохранился по сей день только трафарет, при помощи которого болельщик заносил результаты матчей в тетрадь.
— Это было во время чемпионата мира, в 1998-м. Потом, правда, надоело записывать. Попробуй-ка ты напиши по трафарету все названия. Ладно ЮАР, а Саудовская Аравия?
Во время матчей Юрий Волчек примечает лучший гол, а потом смотрит дневник чемпионата и сравнивает, совпало ли его мнение с мнением экспертов. Любимый белорусский комментатор болельщика — Александр Цвечковский.
— Бывает, такие интересные вещи рассказывает. Но в советские времена лучшим был Озеров Николай Николаевич: «Гооол! Хрен, штанга», — цитирует Юрий Волчек кумира времен СССР.
Когда французы забивают первый гол уругвайцам, за которых болеет Юрий, он уважительно восклицает:
— Ну и французы, темная лошадка, а!
Его на этом чемпионате удивляет многое.
— Вообще-то я болею за немцев. Была такая поговорка: в футбол играют все, а выигрывают только немцы. Но как в этом году они сыграли — так за них нечего болеть! Да и вообще, все фавориты не прошли дальше: Германия, Португалия, Испания… Я болел за Аргентину, но и они не вышли. И вот Аргентину очень жаль, Месси — такой ведь хороший игрок! А России пока прет!
Однако сильной сборную России заядлый болельщик назвать не может. Впрочем, говорит, что на матче Хорватия-Россия будет болеть за Россию.
— Но больше всего меня поразил на чемпионате кто? Японцы! Как они играли! Это ж энерджайзеры! И проиграли — за 30 секунд, наверное. На четвертой дополнительной минуте им забили гол. Если матч мне понравился, так я могу его и на следующий день еще в записи посмотреть. Когда японцы играли, пересматривал с удовольствием!
В перерыве между таймами Юрий Волчек показывает крышу в гараже, которую сумел смастерить за время отпуска. Вот, красить ее начал, но пока работу отложил: докрасит между матчами на 17.00 и 21.00.
В матче, который мы смотрели вместе с Юрием, победила Франция, а не Уругвай.
— Ну молодцы французы, талантливая молодежь, — не спорит болельщик.
В конце матча в Виноградовку к Юрию приехала жена. Он радуется: следующий матч, который начинается в 21.00, будет смотреть тоже не один.
— С кем-то футбол смотреть интереснее, чем одному. Когда мы в Дзержинске болеем в квартире, бывает, кричим: «Гооол!». — смеется. — Так весь дом кричит, болеет. Лучше всего слышно соседей под нами и над нами, а тех, что рядом — как-то не так.
Александр Насыбулин: хранит турнирные таблицы с 1978 года
Перед минчанином Александром Насыбулиным — турнирные таблицы. Он записывает в них результаты игр чемпионатов мира по футболу, с 1978 года ни одной не пропустил.
— Слава Богу, у нас сейчас два телевизора, — хохочет Алла, жена Александра. — Но и раньше он семью заранее предупреждал: «Через год чемпионат мира! Смотрите свои фильмы заранее, а потом папа будет смотреть футбол!». Конечно, мы иногда подтруниваем, что вроде бы взрослый, солидный, дипломированный человек сидит и счет записывает на бумажку. Но вместе с тем — с большим уважением относимся. Может, было бы по-другому, если б человек с утра до ночи кричал «Оле-Оле-Оле!», но то, что он делает — это уже аналитика.
Александр Насыбулин сейчас на пенсии, работал в Академии наук, сфера — материаловедение. Ученый, а потому у него и к футболу научный подход.
Первый чемпионат мира по футболу собеседник посмотрел в 1966.
— Помню матч, который с напряжением ждало все спортивное общество: Англия играла с Уругваем. И надо ж было такому случиться, игра закончилась со счетом 0:0, несмотря на то, что Англия была выше на голову. Вы не представляете, какое это было разочарование! Все газеты пестрели о «ничейной» смерти футбола! Но, к счастью, этого не произошло. Правда, очень скоро изменили правила. Разрешили, чтобы защитники и нападающие находились на поле не на одной линии, как было раньше. А вот Англия в 1966 все равно стала чемпионом.
Сегодня Насыбулин смотрит матч Швеция-Англия, четвертьфинал. Кивает на болельщиков-англичан на трибунах.
— А ведь послематчевый разбой они и внедрили, когда толпа идет и все громит, — смеется. — В белорусских городах футбольное хулиганство появилось лет 12 назад, в СССР его тоже не было. Когда минское «Динамо» выиграло чемпионат Советского Союза по футболу, я как раз на автомобиле возвращался домой, а толпа болельщиков шла по Козлова, с игры на стадионе «Трактор». Ну так: хлопнули пару раз по крыше, шумели, кричали, но ничего страшного не было, прошли мимо.
— Помните матч, особенно вас возмутивший?
— Это гол, забитый Марадоной, когда Аргентина стала чемпионом мира второй раз. Все было не очень красиво еще накануне: аргентинцы во главе с Марадоной начали говорить, мол, мы вот играем с ФРГ, и это благополучная страна, а мы такая бедная, а для нас футбол это все. Много газет появилось с текстами вроде: поддайтесь, войдите в положение! Ну и в матче Марадона сыграл рукой. И это видел весь мир, а судья почему-то не увидел, и Марадона потом сказал, что это была рука Бога. Очень некрасивый момент.
Смотреть матчи чемпионата по футболу Александр Насыбулин предпочитает дома, в одиночку.
— А тут вдруг получилось, что на чемпионат мира мы собрались всей семьей, в Испании, — снова подключается к разговору супруга Алла. — И я смотрю, что уже начинаю понимать, куда надо бежать и как правильно забивать гол. Мы ни одного матча не пропустили, сидели и кричали «Ура!» или «Ой, куда ж ты бьешь?».
— Я так не кричал! — улыбается, не соглашаясь, Александр Насыбулин.
Когда Испания играла с Россией, семья смотрела матч в баре.
— Мы пошли смотреть игру вместе с испанцами. Но не совсем: во-первых, это была Каталония, во-вторых, мы остановились в отеле, где было много русских, и они немного нас перекрикивали. Среди нас был француз, который болел за Россию, потому что у России более слабая команда, и он хотел, чтобы благодаря этому дальше прошла Франция. Правильно, в общем-то, и болел.
Александр Насыбулин в чемпионате болеет за европейскую школу футбола. Матч, который мы смотрим вместе с ним, Швеция — Англия, не вызывает у болельщика особых тревог, потому что обе команды европейские.
Болельщик с удовольствием говорит про футбольные стили, которые столько раз менялись, пока он смотрит эту игру.
— Есть стиль джинга, это когда спортсмены — артисты, воплощением его был Пеле, самый известный футболист ХХ века. Такие футболисты — виртуозы, постоянно держат мяч в воздухе. Этим стилем Бразилия три чемпионата выиграла. Тренеры очень не любят такой стиль, потому что тогда играют несколько лидеров, а остальная команда работает на них. Зато зрителю очень нравится. Или вот итальянское изобретение, стиль катеначчо. Для болельщиков ужасный: после забитого мяча вся команда уходит в оборону, так что и сама не забивает, и другим не дает. Но Италия так стала чемпионом, забив при этом минимум голов.
Современный футбол, уверен преданный зритель чемпионата мира, предполагает рациональность, игру всей команды.
— И сборная Бельгии, и немцы прошлых лет — это же дисциплина! Лидеры есть, но они подчиняются тактике, которую избрал тренер. Бразилия последний раз чемпионом мира становилась довольно давно уже, в 2002 году. Сейчас вообще в футболе побеждает европейская школа, и даже не важно, какая команда, — улыбается Александр Насыбулин.
Антон Мартысевич: каждую игру смотрит в новом месте
Пятнадцать минут до матча Хорватия-Россия, Антон Мартысевич в Каретном дворике, что на улице Кириллы Мефодия в Минске. Тут будет, нет, не футбол, а выступление белорусской группы B:N из города Березы. Пока группа не на сцене и, похоже, Антону уже не удастся сегодня их услышать вживую — надо идти к фан-зоне. Между музыкой и спортом в дни чемпионата побеждает футбол.
— Чаще всего смотрю матчи этого чемпионата в фан-зонах, — рассказывает Антон Мартысевич. — Я не поехал на чемпионат мира в Россию, хотя, наверное, это была лучшая возможность в моей жизни. Но при этом я не сижу дома на диване.
Антон Мартысевич следил за одним из матчей чемпионата в пивном баре в Речице, за другим — в гостях у друга в Гомеле, за третьим — в фан-зоне Бобров в Бобруйске. Даже во время городского рок-фестиваля «21 век» в Минске следил за игрой — со ступенек здания бывшего аэровокзала «Минск-1».
— Я люблю движуху. Если уж нет возможности поехать на стадион на саму игру, то почему бы не почувствовать энергетику людей, которые вместе с тобой смотрят в экран? Со стадионом, конечно, не сравнить, но тоже не плохо.
Первая футбольная игра, которую в своей жизни посмотрел Антон Мартысевич, проходила в белорусском Городке, на стадионе тогда играл его дядя.
— А еще моя мама очень любит футбол. От нее любовь мне и привилось.
Игру между Хорватией и Россией он сначала идет смотреть к фан-зоне «4−4−2» на Зыбицкой. Минут за пять до матча народу здесь собралось столько, что сложно увидеть экран.
— Я-то увижу, — самому Антону роста хватает. — Для вас могу трансляцию с телефона запустить. Что-то уже матч начинается, а на большом экране все не запускают…
Антон Мартысевич рад, что во время этого чемпионата мира в Минске появилось даже несколько фан-зон.
— Потому что футбол — это не просто когда люди бегают по полю, это еще какие-то эмоции, его окружающие.
Антон вспоминает трансляцию матча Евро-2008 между Россией и Испанией, организованную на Октябрьской площади Минска.
— Тогда хорошо все могло быть, под открытым небом — красота. Но закончилось беспорядками: после поражения сборной Испании болельщики сборной России забросали соперников бутылками. Мне кажется, та история отбросила нашу культуру совместного боления на много лет назад. И, видите, только спустя 10 лет у нас снова стали появляться какие-то организованные фан-зоны. Надеюсь, что мы преодолеем этот барьер.
Любитель футбола сокрушается: все-таки белорусы пока мало включены в самую популярную в мире спортивную игру. Да и по другим видам спорта болеют не активно.
— Во время лондонской Олимпиады-2012 я был в Венгрии. Поразился, насколько венгры любят спорт! Началось с того, что венгерский пограничник, увидев мой паспорт, поздравил меня с золотой медалью, которую накануне завоевал кто-то из белорусских олимпийцев. Потом в первом же венгерском городе на моем пути люди на вокзале смотрели телевизор — греблю!
— Случаются, конечно, редкие моменты единения и у нас, но на той же самой Олимпиаде, помню, первую нашу золотую медаль застал в Беларуси в баре. Никто, кроме меня, не отреагировал. Сообщаю радостную весть официантке: «О, у нас золотая медаль!». «Хорошо», — говорит. И ушла.
— Что-то гол никто не забивает, — переживаем.
— Ничего. Надо подождать. Футбол иногда как секс, а гол это всегда — оргазм! — смеется Антон.
Первой забивает Россия.
Антон Мартысевич предлагает переместиться ко второй точке. Идти недалеко: это фан-зона «Крыницы» у Дворца спорта. По пути вглядывается в экран мобильного, не хочется пропустить еще один гол.
— Бывают ситуации, когда я не нахожу телевизора, чтобы посмотреть матч. Тогда просто смотрю с телефона. Высаживаю трафик, высаживаю батарею, заплачу за телефон больше чем обычно, но оно того стоит, — рассказывает Антон, пересекая велодорожку у Свислочи. — Сейчас технологии позволяют — хорошо. А помню, как раньше смотрел футбол в электричке, еще с ноутбука, к которому был подключен телефон с кабелем, кабель использовался в качестве модема. Плохо видно было, связь пропадала.
Успел досмотреть матч до пропадания 4G #успех pic.twitter.com/aqumg8vNrN
— St. Martin (@st_martin_by) 30 июня 2018 г.
У второй фан-зоны возле Дворца спорта экран видно лучше. Людей немало: под шатром фан-зоны все не помещаются.
— 1:0 в пользу России, — сообщает Антон.
— О, круто!
Антон Мартысевич не фанат сборной России, он обычно болеет за Англию. В этом матче предрекает победу сборной Хорватии.
— Но белорусы многие болеют за россиян, не все, но есть у нас такой тренд в стране. Даже мне этот состав сборной симпатичен. Искренне рад за Черышева, Головина, Игорь Акинфеев молодец. Дзюба, который заводит команду — играет в футбол не очень хорошо по мировым меркам, но это тот случай, когда характер, воля помогают и ему и всей команде, борется как медведь.
Во время финала Антон Мартысевич надеется побывать в Москве — чтобы полнее ощутить дух чемпионата.
Антон добавляет: сам он терпеть не может, когда люди ругаются из-за футбола. Он вспоминает матч нынешнего чемпионата, в котором сборная Мексики обыграла неожиданно сборную Германии.
— Такой матч был. Смотрел его здесь на фан-зоне. Болели в основном за Германию, но тут нашелся мексиканец, который бурно переживал. После матча он был такой радостный, люди фотографировались с ним, а белорусские болельщики сборной Германии в немецких шарфах кричали: «Мексика сосать!». Мне было очень стыдно из-за этого. Ну как так? Мы же не такие… Но, к счастью, больше было людей, которые позитивно отнеслись к тому мексиканцу. Я вообще не люблю агрессии между противоборствующими болельщиками, потому что я футбол это сублимация войны. Лучше играть в футбол, а не воевать. И если футбол это религия, то это религия мира. Даже этот чемпионат показал, что лучше смотреть как Россия хорошо играет в футбол, чем как Россия с кем-то воюет.