Наши консультации: инспекция труда о минимальной заработной плате
В ходе проведения приёма граждан, обследований, мониторингов в различных организациях работникам Житковичского межрайонного отдела Гомельского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь постоянно задают вопрос о минимальной заработной плате.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса Республики Беларусь, ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее – Закон) минимальная заработная плата (месячная и часовая) – это государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.
Месячная минимальная заработная плата – установленный законодательством низший размер оплаты труда работников за календарный месяц – применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов, должностных окладов). Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров ежегодно с 1 января. Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.
Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного в соответствии с Законом.
Часовая минимальная заработная плата – это рассчитанный из установленной законодательством месячной минимальной заработной платы низший размер оплаты труда работников за один час рабочего времени, который применяется в отношении работников с оплатой труда на основе часовых тарифных ставок (окладов, должностных окладов).
Размер часовой минимальной заработной платы определяется нанимателем путем деления размера месячной минимальной заработной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установленной для соответствующих категорий работников нанимателем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года.
Для работников в возрасте от 16 до 18 лет установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю. Согласно ст. 279 ТК заработная плата работникам моложе 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Кроме того, нужно иметь в виду, что согласно ст. 287 ТК для инвалидов I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю. При этом оплата их труда производится в таком же размере, как оплата труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени.
Часовая минимальная заработная плата изменяется нанимателем при изменении размера месячной минимальной заработной платы, в том числе в связи с индексацией месячной минимальной заработной платы.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 21 июля 2014 г. № 68 установлен перечень выплат компенсирующего характера и выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не учитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой):
— доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника;
— доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, и выходные дни;
— доплаты за работу в особых условиях труда (на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС);
— доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы;
- доплаты за разделение рабочего дня (смены) на части;
- доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой);
— компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в главе 9 ТК;
— компенсации работникам, работающим в зоне эвакуации (отчуждения);
— компенсации за неиспользованный трудовой отпуск;
— выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, предусмотренные в локальных нормативных правовых актах, принятых в установленном порядке, и трудовых договорах;
-выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, в том числе:
— к отпуску, на оздоровление (лечение, отдых);
— к юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям;
— при выходе на пенсию;
— при рождении ребенка, по уходу за ребенком, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка;
— в связи со смертью близких родственников, с постигшим стихийным бедствием, пожаром и другими семейными обстоятельствами;
— на питание, проезд, по найму жилого помещения;
— на приобретение учебной и методической литературы;
— отдельным категориям работников (в том числе инвалидам, многодетным семьям, работникам, имеющим детей-инвалидов; молодым специалистам в соответствии с законодательством).
Согласно ст. 89 ТК наниматель обязан обеспечивать нормальные условия для выполнения работниками норм труда. В соответствии с ч. 1 ст. 86 ТК нормы труда – нормы выработки, времени, обслуживания, численности, нормированные задания – устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1506 «О формировании фонда оплаты труда в сельскохозяйственных организациях, имеющих задолженность по выплате заработной платы» сельскохозяйственные организации, имеющие задолженность по выплате заработной платы, формируют фонд оплаты труда, из которого начисляют заработную плату в размере не более 25 % от объема реализованной продукции, полученной за расчетный месяц.
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам, законы Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям Совета Министров Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.
Учитывая изложенное, минимальные гарантии в области оплаты труда, установленные в соответствии со ст. 59 ТК и Законом, должны соблюдаться во всех организациях.
Таким образом, несмотря на наличие задолженности по выплате заработной платы, объемы реализованной продукции, размер начисленной заработной платы за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не может быть ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой).
В случае, если за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени работникам, выполнившим обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не произведена доплата до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) с целью уменьшения фонда оплаты труда до размера, установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. №1506, нанимателем нарушаются ст. 59 Трудового кодекса Республики Беларусь и ч. 3 ст. 6 Закона.
При этом нарушение нанимателями норм законодательства, регулирующих применение минимальной заработной платы, влечет за собой нарушение прав работников при исчислении стажа работы для назначения пенсии.
Так, согласно ч. 1 ст. 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов согласно законодательству о государственном социальном страховании. Причем в ситуации, когда среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов либо другие подобные обстоятельства), оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов.
Анатолий ЯКИМОВИЧ,
начальник Житковичского межрайоного отдела Гомельского областного управления Департамента государственной инспекции труда.
Фото из интернета.