Наши консультации: инспекция труда о минимальной заработной  плате

Источник материала:  

В ходе проведения приёма граждан, обследований, мониторингов в различных организациях работникам Житковичского межрайонного отдела Гомельского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь постоянно задают вопрос о минимальной заработной плате.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса Республики Беларусь, ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее – Закон) минимальная заработная плата (месячная и часовая) – это государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

Месячная минимальная заработная плата – установленный законодательством низший размер оплаты труда работников за календар­ный месяц – применяется в отношении работ­ников, оплата труда которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов, должностных окладов). Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров ежегодно с 1 января. Месячная минимальная заработная пла­та в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источ­ников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.

Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного в соответствии с Зако­ном.

Часовая минимальная заработная плата – это рассчитанный из установленной законода­тельством месячной минимальной заработной платы низший размер оплаты труда работни­ков за один час рабочего времени, который применяется в отношении работников с опла­той труда на основе часовых тарифных ставок (окладов, должностных окладов).

Размер часовой минимальной заработной платы определяется нанимателем путем деле­ния размера месячной минимальной заработ­ной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установ­ленной для соответствующих категорий работ­ников нанимателем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года.

Для работников в возрасте от 16 до 18 лет установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю. Согласно ст. 279 ТК заработная плата работни­кам моложе 18 лет при сокращенной продолжи­тельности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответству­ющих категорий при полной продолжительно­сти ежедневной работы.

Кроме того, нужно иметь в виду, что соглас­но ст. 287 ТК для инвалидов I и II группы уста­навливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неде­лю. При этом оплата их труда производится в таком же размере, как оплата труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени.

Часовая минимальная заработная плата изменяется нанимателем при изменении раз­мера месячной минимальной заработной пла­ты, в том числе в связи с индексацией месячной минимальной заработной платы.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона работни­ку, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), уста­новленного и применяемого в соответствии с Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начис­ленной заработной платы работника не учиты­ваются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работ­ником обязанностей, вытекающих из законо­дательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 21 июля 2014 г. № 68 установлен пере­чень выплат компенсирующего характера и выплат, не связанных с выполнением работ­ником обязанностей, вытекающих из законо­дательства, локальных нормативных право­вых актов и трудового договора, не учиты­ваемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой):

— доплаты за совмещение профессий (долж­ностей), расширение зоны обслуживания (уве­личение объема выполняемых работ), выпол­нение обязанностей временно отсутствующего работника;

— доплаты за работу в сверхурочное вре­мя, в государственные праздники, празднич­ные дни, установленные и объявленные Пре­зидентом Республики Беларусь нерабочими, и выходные дни;

— доплаты за работу в особых условиях тру­да (на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и на рабо­тах на территориях, подвергшихся радиоактив­ному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС);

—  доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы;

-  доплаты за разделение рабочего дня (сме­ны) на части;

-  доплаты до размера минимальной зара­ботной платы (месячной и часовой);

— компенсации в целях возмещения работ­никам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в главе 9 ТК;

— компенсации работникам, работающим в зоне эвакуации (отчуждения);

— компенсации за неиспользованный тру­довой отпуск;

— выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями тру­да, предусмотренные в локальных норматив­ных правовых актах, принятых в установлен­ном порядке, и трудовых договорах;

-выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, в том числе:

— к отпуску, на оздоровление (лечение, отдых);

— к юбилейным датам, праздникам, торже­ственным событиям;

— при выходе на пенсию;

— при рождении ребенка, по уходу за ребен­ком, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка;

— в связи со смертью близких родственни­ков, с постигшим стихийным бедствием, пожа­ром и другими семейными обстоятельствами;

— на питание, проезд, по найму жилого помещения;

— на приобретение учебной и методической литературы;

— отдельным категориям работников (в том числе инвалидам, многодетным семьям, работ­никам, имеющим детей-инвалидов; молодым специалистам в соответствии с законодатель­ством).

Согласно ст. 89 ТК наниматель обязан обе­спечивать нормальные условия для выполне­ния работниками норм труда. В соответствии с ч. 1 ст. 86 ТК нормы труда – нормы выработ­ки, времени, обслуживания, численности, нормированные задания – устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

 Согласно постановлению Совета Мини­стров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1506 «О формировании фонда оплаты труда в сельскохозяйственных организациях, име­ющих задолженность по выплате заработной платы» сельскохозяйственные организации, имеющие задолженность по выплате заработ­ной платы, формируют фонд оплаты труда, из которого начисляют заработную плату в раз­мере не более 25 % от объема реализованной продукции, полученной за расчетный месяц.

В соответствии со ст. 10 Закона Республи­ки Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам, законы Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям Совета Министров Республи­ки Беларусь и иным нормативным правовым актам.

Учитывая изложенное, минимальные гаран­тии в области оплаты труда, установленные в соответствии со ст. 59 ТК и Законом, должны соблюдаться во всех организациях.

Таким образом, несмотря на наличие задол­женности по выплате заработной платы, объ­емы реализованной продукции, размер начис­ленной заработной платы за работу в нормаль­ных условиях в течение нормальной продолжи­тельности рабочего времени при выполнении обязанностей, вытекающих из законодатель­ства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не может быть ниже раз­мера минимальной заработной платы (месяч­ной и часовой).

В случае, если за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжи­тельности рабочего времени работникам, выполнившим обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не произведена доплата до размера минималь­ной заработной платы (месячной и часовой) с целью уменьшения фонда оплаты труда до раз­мера, установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. №1506, нанимателем нарушаются ст. 59 Трудового кодекса Республики Беларусь и ч. 3 ст. 6 Закона.

При этом нарушение нанимателями норм законодательства, регулирующих примене­ние минимальной заработной платы, влечет за собой нарушение прав работников при исчислении стажа работы для назначения пенсии.

Так, согласно ч. 1 ст. 51 Закона Республи­ки Беларусь «О пенсионном обеспечении» в стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов согласно законодательству о государственном социальном страховании. Причем в ситуации, когда среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы за календарный год (либо менее календарно­го года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, реги­страция или исключение из числа плательщи­ков обязательных страховых взносов либо дру­гие подобные обстоятельства), оказался ниже минимальной заработной платы, установлен­ной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую вели­чину минимальной заработной платы за соот­ветствующий период уплаты обязательных страховых взносов.

Анатолий ЯКИМОВИЧ,

начальник Житковичского межрайоного отдела Гомельского областного управления  Департамента государственной инспекции труда.  

Фото из интернета. 

←Карине Короленко нужна ваша помощь

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика