Живи, память, живи!

Источник материала:  

Живи, память, живи!22 июня 1941 года… Горечь осознания событий, которые начали разворачиваться на заре этого дня, иногда даже сложно заглушить торжеством 9 Мая. Эти две даты — трагическая и победоносная — находятся на оси истории нашего народа, между ними — года лишений и страданий.
Беларусь в войне утратила более половины своего национального богатства. Были разрушены и сожжены сотни городов и районных центров, тысячи деревень.
Победу над врагом в Великой Отечественной войне удалось завоевать ценой больших жертв и невосполнимых утрат белорусского народа. Преступления оккупантов по своей массовости и страшной жестокости не знали себе равных в новейшей истории Беларуси.
Но как бы велик ни был материальный ущерб, самой болезненной и тяжелой потерей явилась гибель людей.
Живи, память, живи!Ранним утром 22 июня немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции. Бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы… Но лоевчане этого еще не знали, они мирно спали в своих домах. Весть о том, что бомбят Киев, в Лоев пришла по телефонной связи. Дежурной телефонистке станции водного транспорта Марии Ермолаевне Пинчук об этом сообщила коллега из Киева.
В 12.00 лоевскую площадь наполнил голос Левитана из репродуктора. Диктор сообщил о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Леденящее слово «война» варварски нарушило мирную жизнь, в судьбах лоевчан начался новый, зловещий период.
Лоевский район был занят немецко-фашистскими оккупантами с 26 на 27 августа. Наступали на городок с двух направлений: со стороны Брагина и Речицы. Население, обезумев от ужаса, пряталось от бомбежек в окрестных лесах. Но война была повсюду.
Живи, память, живи!В соответствии с планом «ОСТ» территория нашего района, как и южные районы Гомельской, Полесской областей, юг Брестской области, была включена в состав рейкомиссариата «Украина». На Лоевщине были созданы комендатура, жандармерия, полицейский участок, как во всех оккупированных районах. Жандармерию возглавил немец Брун, а погранотряд — его земляк Кригер. Именно на них, а также на их подчиненных Гофмана, Краузе, Липальта, Генсе, Гахтмана и на местных полицаев была возложена ответственность за унижение и уничтожение местных жителей.
По послевоенным сведениям, жертвами варварского террора, направленного против слабых и беззащитных мирных жителей, стали более 1,5 тысячи женщин, стариков и детей Лоевщины. Около семисот человек погибли во время сожжения фашистами деревень района, более двух тысяч трудоспособных жителей угнаны в Германию.
Живи, память, живи!В фондах музея битвы за Днепр хранятся фотографии лоевских девушек с надписями на немецком языке. Кто они? Какая у них была судьба? Это можно только представить, всматриваясь в их измученные глаза… Возможно, вы узнаете женщину на фото.
А сколько судеб, исковерканных войной, нам еще неизвестно! В День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны мы хотим объявить о начале проекта по сбору материалов о мирных жителях Лоевщины, угнанных в Германию на принудительные работы. О людях, труд которых использовался в каменоломнях и заводах, на полях и в частном хозяйстве немцев и австрийцев.
Давайте вместе сохраним память о лоевчанах, угнанных в рабство. Музей битвы за Днепр ждет ваших воспоминаний и материалов. Телефон для контакта: 8 (02347) 5-03-39; e-mail: http://loevmbzd@mail.gomel.by.

←Предложения о новом повышении пенсионного возраста для женщин не прорабатываются — Ковальков

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика