Кормил хлебом, поил кефиром, делал "цаплю". В Гомеле за дедовщину судят бывшего сержанта-срочника
20 июня суд в Гомеле приступил к рассмотрению уголовного дела над солдатом воинской части 55−25 Владимиром Санковичем. Молодой человек обвиняется в неуставных отношениях, которые позволял себе, будучи сержантом срочной службы.
В узком коридоре здания суда толпятся молодые люди в военной форме. Все они проходят потерпевшими по делу о дедовщине. Пятый потерпевший — их товарищ Арсений — в гражданском, несколько месяцев назад его комиссовали по состоянию здоровья. «Это не связано с этим делом», — сразу говорит парень.
Рядом с солдатами — родные обвиняемого. Отец — милиционер в отставке — мрачнее тучи, мать вся в слезах. Просят не фотографировать их лица.
За решеткой — молодой человек в очках не очень крепкого телосложения: возможно, сказались месяцы, проведенные в изоляторе — туда Владимир попал в марте.
— …Обвиняемый, будучи военнослужащим, систематически превышая предоставленную ему власть, совершил воинские преступления: систематически унижал, избивал подчиненных ему по службе солдат, — зачитывает гособвинение прокурор.
Эпизодов много и в них фигурируют не только факты избиения рядовых. К примеру, одного солдата сержант заставлял съесть весь хлеб, другого — выпить кефир. Все происходило в санчасти, где в январе 2018-го находились на лечении и потерпевшие, и обвиняемый. Владимир тогда был контролером стрелкового взвода и имел звание сержанта. По возрасту многие потерпевшие старше обвиняемого, некоторые заметно крупнее и выше ростом. Но Владимир же был сержантом — в армии это важно.
И все-таки, несмотря на субординацию и многолетние «дедовские традиции», терпение одного из солдат в какой-то момент лопнуло — и он рассказал о «неуставщине» заведующему санчасти. Дальше приехали полковники — и все завертелось.
Вину Владимир признал полностью.
— Давайте [расскажите] про поедание хлеба, — предлагает гособвинитель.
— Это был ужин, я поел, зашел в раздаточную и взял хлеб, поставил и сказал: «Съешь это?» Рядовой сказал: «Съем».
— И ел?
— Не знаю, я вышел из помещения.
Как оказалось, хлеб рядовой съел, сколько граммов — точно так никто сказать и не смог. Но этого оказалось достаточно, чтобы солдату стало плохо. Как оказалось, у него был хронический гастрит.
Через неделю сержант напоил кефиром другого рядового. Судя по состоянию последнего, тоже сверх нормы.
— Как вы думаете, почему он пил?
— Возможно, подумал, что я отдаю приказ, — предположил обвиняемый.
— А по поводу насилия в отношении бойцов… Расскажите, что вы делали, и главное — зачем.
В зале суда звучит не всем понятный сленг: «цапля», «сушить ноги», «окантовка». Обвиняемый подробно рассказывает, в чем суть. Не знакомому с армейской службой человеку сложно понять смысл происходящего, ясно одно — это больно.
— А вы все это откуда знаете?
— Из интернета.
— То есть, с вами раньше в части такого не делали?
— Нет.
— Вы спрашивали у потерпевших, нравятся ли им ваши действия?
— Это больше напоминало ребячество и баловство. Удары были безобидные, безболезненные, я думал, что состою с ними в дружеских отношениях.
— А вы на гражданке своих друзей тоже били?
— Нет.
Далее слово предоставили потерпевшим. Их показания мало чем отличались от показаний обвиняемого. Все пятеро просили не наказывать Владимира строго и не сажать в тюрьму.
— После случившегося какие выводы вы сделали? — обратился к обвиняемому его адвокат.
— Что поступил неправильно, не надо было так делать. Раскаиваюсь и прошу прощения.
В суде объявлен перерыв. Завтра сержанту Санковичу вынесут приговор. TUT.BY будет следить за итогом дела.
Это уголовное дело не связано с гибелью в Печах в октябре 2017 года рядового Александра Коржича. Напомним, после гибели военнослужащего в армии началась тотальная проверка, по дедовщине было возбуждено не одно дело.