"ВКонтакте" запустила краудфандинг. Смогут ли белорусы законно собирать деньги на свои проекты
Администраторы сообществ «ВКонтакте» недавно получили возможность заниматься краудфандингом, то есть собирать деньги с пользователей на различные проекты. Деньги можно собирать на все что угодно: на съемку клипа, предзаказ товара, издание книги или какие-то социальные инициативы. Предел есть только по сумму сбора — 10 миллионов российских рублей (или 320 тысяч белорусских рублей). На фоне рекордов белорусского краудфандинга и успехов наших соотечественников на западных крауд-площадках TUT.BY попытался понять, как белорусы могут законно использовать новый функционал «ВКонтакте». Выяснилось, все не так просто, как могло бы показаться.
Виджет «Цели» в популярной соцсети работает по принципу классического краудфандинга: определяешься с целями проекта, необходимой суммой, сроками проведения крауд-кампании, объясняешь суть проекта. После — выбираешь вариант сбора денег. Для физических лиц это перевод с банковской карты, мобильного телефона или электронного кошелька через «Яндекс.Деньги», для юридических лиц — перевод с банковской карты через CloudPayments.
Сбор денег на классических площадках и «ВКонтакте»: в чем разница?
Краудфандинг это не просто сбор денег. Для небольших бизнесов и ремесленников это возможность протестировать свою идею (тут голосуют рублем), доступ к системе аналитики крауд-платформы, возможность обратной связи от «бэкеров» (спонсоров) и чаще всего бесплатный пиар.
— Крауд-платформа выступает удобным посредником между автором проекта и спонсорами. С финансовой и юридической точки зрения — эскроу-агентом — на счетах платформы собираются деньги до момента завершения кампании. То есть тому, кто собирает деньги, не нужно беспокоиться о технической, финансовой и юридической составляющей проекта, — говорит специалист Arzinger&Partners Тамара Нестерович. — Но есть и минусы: площадка может брать процент с собранной суммы в счет оплаты своих услуг.
Виджет «цели» во многом копирует известные краудфандинговые модели, предоставляет тот же сервис, но социальная сеть не берет комиссию за услуги площадки. Важно еще и то, что деньги сразу перечисляются на счет автора проекта.
— При этом если сумма проекта собрана не полностью, ответственность после завершения кампании несет автор. Отчетность о целевом расходовании денег администрация соцсети может запросить только в сообществах юридических лиц, — обращает внимание юрист.
Собираешь деньги на открытие магазина? Обвинят в незаконной торговле в интернете
Как правило, крауд-проекты предлагают что-то взамен. Например, издание или переиздание книг выглядит так: поддержишь проект на 17 рублей — получишь одну книгу, 70 рублей — уже пятитомник.
— И это не что иное, как предпродажа товара, — отмечает Тамара Нестерович. — То есть современный краудфандинг в своей сути это разновидность интернет-торговли. Есть товар, есть купец.
Еще пример. Автор ищет финансирование на открытие магазина по продаже сумок с белорусской символикой и предлагает всем, кто профинансирует его, прислать такую сумку.
— Если сегодня использовать инструмент предпродажи в соцсети, предлагая вознаграждение спонсорам проекта, могут возникнуть вопросы с законом, — предупреждает специалист. — МАРТ, скорее всего, увидит здесь элементы, присущие торговле по образцам и торговле через интернет. Такие действия автора проекта подпадают под розничную торговлю по образцам вне торгового объекта.
А обязательное условие в такой торговле — интернет-магазин, хостинг которого расположен в Беларуси. По этой же причине в соцсетях, не зарегистрированных в национальных зонах, нельзя заниматься продажей товаров, а не только формировать предзаказ.
Просишь помочь с выпуском книжки? Могут предъявить налог на спонсорскую помощь
— Законно использовать новый функционал белорусы могут только в случае, если это будет проект, который ничего не дает взамен, — подчеркивает Тамара Нестерович. Например, собрать деньги на какую-то городскую акцию.
Захотели поддержать? Спасибо на добром слове. Но никакого вознаграждения (автографа звезды эстрады Георгия Добро, брендированной майки, эксклюзивной или дешевой продукции) вы не получаете.
Не стоит рассчитывать и на легкую помощь от иностранцев (например, тех же россиян), которые узнают о вашем проекте через «ВКонтакте».
— Если такую безвозмездную помощь получает житель Беларуси, ее не нужно регистрировать в Департаменте по гуманитарной деятельности Управделами президента. Этот же госорган может освободить получателя от уплаты подоходного налога с полученной суммы, но в таком случае регистрация необходима. Если деньги получают индивидуальные предприниматели и юридические лица, то они обязаны открывать в банке благотворительный счет и регистрировать иностранную безвозмездную помощь не позднее 3-х месяцев с того момента, как они ее получили, — напоминает Тамара Нестерович.
На самом деле, как говорит специалист, проблемы со сбором денег могут быть и в том случае, если проект будут финансировать белорусы.
— Это уже безвозмездная спонсорская помощь, с которой придется заплатить налог. Исключение делается для инвалидов, детей-сирот и несовершеннолетних, нуждающихся в оказании дорогостоящей медицинской помощи. Словом, в случае благотворительности.
Остальным, возмездным проектам виджета «ВКонтакте» — законного пути нет. Даже с учетом того, что краудфандинг у нас в стране не регулируется на законодательном уровне, это могут классифицировать как интернет-торговлю продуктами или услугами. Изменить ситуацию можно только, если в законодательство внесут соответствующие изменения.