"Все люди - носители ракового гена". В Беларуси появится скрининг рака кожи, яичников и ротоглотки
В Беларуси появится еще четыре проекта по скринингу рака разных локализаций. Это рак легкого, ротоглотки, яичников и кожи. Об этом сегодня рассказал Олег Суконко, директор РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова, отвечая на вопрос TUT.BY.
Он отметил, что пилотный проект по раку легкого уже идет с прошлого года на базе Минского областного туберкулезного диспансера. Рак у пациентов определяют с помощью низкодозной компьютерной томографии. По словам Олега Суконко, флюорография как метод при выявлении рака легкого неэффективна. Она диагностирует рак только на предпоследней — третьей стадии, поэтому рекомендуется делать низкодозную компьютерную томографию.
Еще один проект, по которому уже начата подготовка скрининга, касается рака ротоглотки. В Беларуси 9% умерших раковых больных ушли из жизни из-за рака ротоглотки. Речь идет про рак десны, языка, гортани.
Также проводить скрининг планируют по поводу рака яичников. При этом раке, как и при раке кишечника, очень низкий процент выживаемости. Если его выявляют на 3−4 стадии, то при жестком и затратном лечении, пациентки живут в среднем около трех лет. Выявить рак яичников можно, сдав онкомаркер СА 125, пройдя УЗИ органов малого таза и осмотр у гинеколога.
И четвертая локализация, которую охватит скрининг, — кожа, здесь речь идет о раннем выявлении меланомы.
Скрининг — это выявление злокачественной опухоли у пациентов без симптомов заболевания. Во время такой программы медики берут группу здоровых людей и обследуют на наличие заболевания. В Беларуси скрининг уже проводят для выявления рака нескольких локализаций: шейки матки, молочной железы, колоректального рака и предстательной железы.
— У обоих полов — у женщин и мужчин — катастрофа при раке кишечника. Он вообще у женщин на втором месте, а у мужчин на третьем по смертности. И мы 60% больных выявляем на третьей-четвертой стадии. Шейка матки тоже является наружной локализацией, но приблизительно 20% больных мы выявляем при третьей-четвертой стадии, — заметил Олег Суконко.
Он обратил внимание, что каждый человек должен обследоваться раз в год не только по поводу онкологических заболеваний, но и в целом проходить диспансерное наблюдение.
— Мы сейчас создаем систему именно раннего выявления рака, то есть скрининга. Делаем скрининговые центры. На государственном уровне с финансированием создается система с кадровым обеспечением, когда люди будут заниматься только ранним выявлением рака, с программным обеспечением, — анонсировал эксперт.
Олег Суконко отметил, что все люди — носители онкогена.
— Мы все без исключения потенциально можем заболеть онкологическим заболеванием. И заболеем в любом случае, если будем жить до определенного возраста. Так устроена природа. Единственная клетка, которая живет до бесконечности, это раковая клетка. Чувствуете, какая проблема? Полеты на Марс — это не очень важно по сравнению с проблемой онкологии. Там сегодня вся наука, молекулярно-генетические исследования, исследования генома именно в онкологии. Это самый передовой край науки в медицине. И самое удивительное, что чем больше мы делаем: строим новые корпуса, развиваем новые направления, тем больше надо делать — до бесконечности. Президент и правительство понимают эту ситуацию, и мы немало средств тратим. И белорусская онкология, и вообще медицина, я хочу сказать, достаточно на высоком уровне, — отметил он.
В прошлом году от рака в Беларуси умерло более 17 тысяч человек, при этом новые случаи заболевания выявили примерно у 51 тысяч белорусов. В целом на учете по онкологическим заболеваниям состоят как минимум 270 тысяч человек.
Количество раковых заболеваний растет во всем мире. И в первую очередь это связано с увеличением продолжительности жизни людей. Беларусь относится к странам со средними темпами роста онкологических заболеваний.
Чем раньше выявят опухоль, тем больше шансов на выздоровление. При первой-второй стадии заболевания выздоровление наступает в среднем в около 80% случаев, а по некоторым локализациям рака, как, например, предстательной железы, — в 100%.
— При выявлении рака на четвертой стадии больные живут около трех лет, несмотря на суперсовременные методы лечения. При выявлении рака на третьей стадии, около 50% пациентов погибают в течение пяти лет. А на лечение третьей-четвертой стадии мы тратим, наверное, 70% затрат на онкологию. Излечиваем до 100% те онкологические болезни, которые выявлены на первой-второй стадии. В нашей стране приблизительно 60% больных мы выявляем на первой-второй стадии, — сказал Олег Суконко.