В Дятловском районе - мор рыбы. Местные винят крахмальный завод, а завод - жару
В последнее время в речке, которая протекает в деревне Ивезянка в Дятловском районе, стала дохнуть рыба, а от воды идет неприятный запах. Жители забили тревогу, предположив, что местный крахмальный завод слил в водоем сточные воды. Но на предприятии говорят, что у них — хорошие очистительные сооружения. О проблеме рассказывает «Зеленый портал».
Речка — главная достопримечательность деревни. Она впадает в левый приток Немана Молчадь. Четыре года назад Андрей Голубев восстановил здесь мост и обустроил пруд, через который как раз и течет Ивезянка. В водоеме появилась рыба и поселились лебеди.
Но с 2015 года пруд и река, по словам мужчины, стали загрязняться сточными водами расположившегося недалеко Борковского крахмального завода. Само предприятие является производственной частью Рогозницкого крахмального завода, расположенного в Мостовском районе.
— Я не единожды ездил в Дятлово к местным экологам с грязной водой, приезжали к нам и инспекторы. Также обращался в Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды с просьбой разобраться, звонил на горячую линию туда же. Но воз и ныне там, — сокрушается Голубев.
По его словам, сейчас к озеру невозможно подойти.
— Много дохлой рыбы, лебеди с малышами кружат, но не решаются сесть, запах отвратительный. Опять позвонил в Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, они переправили звонок на Гродненский комитет. Тамошние специалисты отправили для проверки специалистов из Дятловского района.
Чтобы обратить на экологическую проблему внимание местных властей, мужчина собрал подписи местных жителей.
В Дятловской райинспекции по охране окружающей среды сообщили, что на место выезжала комиссия. Ничего сверхъестественного не увидели — никаких сбросов.
— У Борковского крахмального завода сточные воды идут на поля фильтрации, которые не имеют никакой связи с речкой. Есть такое понятие — мойка картофеля. Умеренно очищенные воды сбрасываются в речку, но только после того, как пройдут через четыре отстойника, — рассказал начальник инспекции Дмитрий Бальковский.
Для того чтобы произвести оценку воды, государственные инспекторы пригласили зональную лабораторию аналитического контроля, которая взяла пробы воды.
— Ждем результаты. Если будут обнаружены по некоторым параметрам превышения, то будем применять меры административного характера в соответствии с законодательством.
Дмитрий Бальковский уточнил, что ситуация с загрязненным прудом может быть связана с особенностью водоема.
— Там есть заболоченные места — именно в том месте, где находится пруд. Поэтому если, допустим, на выходе с крахмального завода параметров загрязнения не будет установлено, то причину надо искать в особенностях местности, где расположен водоем. Там практически нет проточности, плюс гниение — жара стоит месяц.
На предприятии с обвинениями в загрязнении реки не согласны.
— У нас работает хорошая фильтрационная система — четыре отстойника — которые мы ежемесячно прочищаем, — говорит директор крахмального завода Иван Региневич и добавляет, что мор рыбы может быть связан с жаркой погодой и застоем воды.
— Подобная проблема повсеместна. У нас неподалеку произошли два аналогичных случая, когда рыба «задыхалась», хоть с водоемами рядом нет ни предприятий, ни животноводческих ферм.
Недавно в Островецком районе отходы крахмального завода попали в реку Гольшанка. В результате погибло большое количество рыбы, в том числе и краснокнижной. Однако местный крахмальный завод свою вину не признает. В Сморгонской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира пока ждут результатов проведенных анализов, основным из которых должен стать уровень содержания кислорода в воде. Поскольку Гольшанка имеет высокий охранный статус из-за обитания в ней редких видов рыб, здесь установлены очень высокие требования к качеству ее воды.