Когда столетие - позади. Что помогает белорусским пенсионерам жить дольше века
Цветы, подарки, пожелания крепкого здоровья и новый паспорт. Вчера в Бресте с вековым юбилеем поздравляли Екатерину Молибошко. Пенсионерка радостно и чуть смущенно принимала гостей: мол, что тут такого особенного в 100-летнем дне рождения — не единственная, кто имеет столь почтенный возраст. Действительно, сегодня в стране свыше трехсот долгожителей, перешагнувших вековой рубеж. Наши медики, используя научный подход, пытаются вывести формулу долголетия, а представители третьего возраста делятся своими персональными рецептами эликсира молодости, главный компонент которого один: активный и здоровый образ жизни.
— Жизнь — в движении. Всегда удивлялась, как люди могут безвылазно сидеть дома. Надо ходить, радоваться солнцу, небу, свежему воздуху, общаться с природой! — даже теперь, практически полностью потеряв зрение, Екатерина Михайловна по несколько часов в день гуляет с дочерью Людмилой. Отработав 40 лет учителем математики, уже на пенсии она посвятила жизнь дачному участку. Лишь в 92 года по состоянию здоровья пришлось расстаться с хобби.
После войны в семье Екатерины Молибошко из 11 детей остались только она и брат. Вырастила дочь и сына, помогала воспитывать четверых внуков. Оставила добрую память в школе, где сейчас учится ее правнук Егор. Не случайно вместе с районной администрацией поздравить юбиляра пришли представители нового поколения учителей родной для педагога школы.
Вот и столетний ветеран Великой Отечественной Николай Григорович из Барановичей живет в окружении родных людей — внучки и правнучек. О своем долголетии фронтовик рассуждает философски:
— Работал много с малых лет. Потом — война. Затем — снова трудился, уже в Барановичах на мебельной фабрике. Наверное, поэтому и живу столько. Сейчас молодежь, бывает, ленится. Появилось много техники, жизнь стала комфортнее. Вроде бы все очень хорошо, а движения нет.
В жизни Николаю Антоновичу пришлось хлебнуть достаточно и радости, и горя. Самое страшное, конечно же, война: оккупация и бои в Германии после освобождения Беларуси. Боевой путь он закончил при освобождении Кенигсберга, где был ранен. В наградном списке свыше 10 медалей. Впрочем, говорит его внучка Ольга, дед никогда не хвастался военными подвигами. Зато с детства приучал домочадцев к труду:
— Мы тогда жили в частном секторе. Дед встает рано утром и — прямиком в огород. Растения от вредителей спасал только руками, хотя уже хватало химикатов. Ему важен был сам процесс. Он энергию не тратил на вредные привычки. Никогда не курил, выпивал мало и только по праздникам.
Если в городе активный пенсионер сам ищет себе занятие, то в деревне с этим проще. Екатерина Саханько из деревни Любищицы Ивацевичского района в свои 104 года, если позволяет здоровье, до сих пор старается хоть что-то сделать на своем подворье. Например, насыпать корм курам. Кажется, что может быть проще? Увы, в ее годы и такие движения уже сложны. Но именно они сохраняют ей жизнь, уверяет сын Екатерины Василий.
В том, что физическая активность — главный стимул долголетия, не сомневаются и медики. Хотя, конечно, есть и другие факторы. По словам заместителя главного врача Республиканского клинического госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны — руководителя Республиканского геронтологического центра, главного гериатра Минздрава Людмилы Жилевич, сегодня наши ученые проводят генетические исследования долгожителей, а также исследуют социальные аспекты их жизни:
— Изучаем личностные особенности каждого пациента. И по анкетированию видим, что, безусловно, активный, здоровый образ жизни — это тренд. Но еще немаловажно позитивное мышление. Пожилому человеку очень нужно чувствовать себя полезным обществу. Это — социальная активность. И здесь большая ответственность ложится на окружающих. Многие долгожители сдаются, чувствуют себя одинокими. Их надо вовлекать в жизнь. Создавать такие условия, при которых пожилой человек может продолжать выполнять хоть какую-нибудь работу. Вот — ресурсы, которые не позволяют телу уходить в старость.