Начальник отдела торговли и услуг райисполкома Татьяна Головнёва отвечает на вопросы как защитить права потребителей

Источник материала:  

Испорченные сосиски, овощи с гнильцой, просроченные консервы, морепродукты со странным запахом — пожалуй, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с некачественными продовольственными товарами. Что делать в таких случаях, кому предъявлять претензии и какие требования должны соблюдаться продавцом? На эти и другие вопросы отвечает начальник отдела торговли и услуг райисполкома Татьяна Головнёва.

В случае приобретения некачественной продукции, потребитель вправе предъявить претензию по качеству товара продавцу, изготовителю, а также поставщику (импортеру). Сведения об изготовителе и поставщике должны быть указаны в маркировке товара (на этикетке, упаковке и т.п.) в соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Потребителю рекомендуется зафиксировать претензию, сделав запись в книге замечаний и предложений продавца (книга замечаний и предложений предоставляется потребителю по первому требованию), в которой должны быть четко сформулированы требования потребителя.

— На что может рассчитывать потребитель в таких случаях?

— В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать замены товара на качественный товар; соразмерного уменьшения уплаченной стоимости или возврата уплаченной стоимости. При этом продавец не вправе отказать в удовлетворении требований, даже если товар использован частично, упаковка вскрыта или повреждена.

— Куда можно обратиться с претензией на качество пищевых продуктов?

— По месту расположения торгового объекта можно обратиться в орган Министерства здравоохранения — Центр гигиены и эпидемиологии города (района), а также при необходимости в территориальный орган Государственного комитета по стандартизации для обеспечения оперативной проверки (с отбором проб при необходимости). Обращаем внимание, что товар, приобретенный и находящийся на хранении у потребителя (вне зависимости от продолжительности срока хранения), как правило, исследованию (проверке качества, экспертизе) не подлежит. При обращении в надзорные органы с претензией на качество пищевых продуктов необходимо указать: наименование и адрес торгового объекта (где приобретен товар), дату покупки; изготовителя, наименование товара, сорт, массу нетто или объем в потребительской таре, дату изготовления и упаковывания и другие отличительные признаки товара, в целях правильного отбора проб для проведения экспертизы (проверке качества) пищевых продуктов в соответствии с требованиями нормативных документов.

— В каких случаях пищевые продукты считаются некачественными и не подлежат реализации?

— Пищевые продукты признаются некачественными и не подлежат реализации, если они не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные техническими нормативными документами.

— Если требования потребителя обоснованы, в какие сроки они должны быть удовлетворены?

Обоснованные требования потребителя подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно, максимальный срок — 7 дней, при необходимости проведения экспертизы максимальный срок — 14 дней.

— Как и за чей счёт проводится экспертиза в спорных случаях?

— Экспертиза должна быть проведена независимыми специалистами, имеющими разрешение на проведение такого рода исследований. Стоимость экспертизы оплачивается продавцом. Однако если в результате экспертизы качества продукции установлена вина потребителя, последний обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара. Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы продукции лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара в течение срока годности. Экспертизу пищевых продуктов целесообразно проводить только, если не нарушена потребительская тара (упаковка), условия хранения, так как в противном случае невозможно доказать, что причиной понижения качества является вина изготовителя или продавца.

— А если претензии игнорируются?

— Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель) не ответил или не удовлетворил требование потребителя – он вправе обратиться (с приложением подтверждающих документов) в государственный орган по защите прав потребителей, общественную организацию потребителей, суд (с исковым заявлением за защитой нарушенных прав).

Беседовал Дмитрий БЕЛОВ.

 

 

 

←Оранжевый уровень опасности объявлен в Беларуси 5 июня из-за порывистого ветра и гроз

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика