"Молодежь воспринимает нас, как некий прикол". Как в Гродно пенсионеры отплясывают на танцплощадке
Когда точно появилась танцплощадка в гродненском лесном массиве Пышки, никто уже толком и не помнит. Старожилы говорят, что ей как минимум лет 30, а то и больше! И каждый год летом здесь открывается танцевальный сезон для тех, кому за 60. Правда, в последнее время сюда приходит и «молодежь» — те, кому немного за 40. И каждые выходные дискотека собирает человек 100.
По субботам и воскресеньям здесь шумно, весело и многолюдно. Из колонок несется ритмичная музыка. Здесь танцуют и под хиты 70-х, и 90-х, и даже разучивают «краковяк» и «падеспань». Основной состав танцоров подтягивается часам к 16. Некоторые приходят пораньше, чтобы перед танцами рассказать друг другу новости — неделю же не виделись! Здесь все друг друга знают: еще бы — некоторые приходят в Пышки уже 20 лет.
Завсегдатай Алла рассказывает, что летняя танцевальная площадка начинает свою работу как только на улице потеплеет и заканчивает в октябре. Все это время в выходные здесь собираются любители потанцевать со всего города.
— Все начиналось на тонкосуконном… Ну, во Дворце текстильщиков. Мы так его называли. Тогда нам, конечно, было немного меньше лет, чем сейчас. Мы, трудовая молодежь с предприятия, только там и собирались. Других мест и не было. Но потом тематические вечера «Тем, кому за…» закрылись. Мы перебрались сюда.
Главный здесь, на танцплощадке в Пышках, — Николай Алексеевич. Он и ведущий, и диджей, и массовик-затейник, и охранник. Зорко следит за порядком на танцплощадке, если надо, вежливо выпроваживает тех, кто не вписывается в атмосферу праздника. За свою работу получает скромную зарплату. Сколько — не говорит: мол, организация дискотек — скорее хобби, без которого уже и смысла в жизни нет.
Раньше танцы проходили под аккордеон, а потом технический прогресс пришел и сюда.
— Есть электронная аппаратура, настоящий диджейский пульт, свой неофициальный дресс-код и правила, выработанные годами. Например, сюда не приходят выпившие, а если приходят, то долго не задерживаются, — говорит Алла.
В Гродно такая, словно пришедшая из 70-х годов, площадка — единственная. Вход бесплатный. Для многих она — центр жизни. Здесь происходят встречи и расставания, есть свои интриги, слухи, сплетни. Порой завязываются знакомства и отношения, которые потом длятся годами. Вот, например, Ядвига и Николай. Познакомились здесь, на танцплощадке, 19 лет назад. И с тех пор вместе. Сколько им лет — не говорят, как и многие на танцплощадке. Здесь все — «девчонки и ребята» и о преклонных годах во время танцев не вспоминают. Говорят, что будет еще время обсудить свои болезни и проблемы.
— Как вспомнишь, сколько тебе лет, то сразу вылезают все болячки. А так — придешь сюда и молодеешь. Для нас это своеобразная подзарядка, — говорит Ядвига. — Да и судьбу здесь можно встретить, как видите.
Немногословный Николай полностью согласен с супругой. Он кивает головой и поддерживает жену за руку, увлекая танцевать: мол, чего говорить, раз пришли на танцы — надо танцевать.
В перерыве Ядвига все-таки рассказывает историю их любви. Что уже и не думала о спутнике жизни, а на танцплощадку пришла случайно. Потом — еще раз, и вот в один из таких визитов и познакомилась с Николаем. Сначала просто вместе танцевали, потом сходили на свидание — и через какое-то время решили, что они подходят друг другу, и стали жить вместе.
— Он раньше был более чернявый, а сейчас вон весь сивы. Да и я была моложе и стройнее, — улыбается Ядвига и говорит, что все 19 лет, что они вместе, стараются с мужем не пропускать ни одни танцевальные выходные.
Таких историй здесь, кстати, много.
— Вон смотрите, эта пара познакомилась 16 лет назад здесь, а вон те вместе совсем недавно — года три, — говорит Алла и показывает на танцующих людей.
Константин и Елена познакомились здесь несколько лет назад. «Молодые» немного стесняются.
— Константину ведь уже 95 лет. Участник войны, приехал сюда несколько лет назад из Казахстана. Там он жил один, и в Гродно его забрали родственники. Кто-то подсказал, что можно прийти отдохнуть на танцплощадке. Он пришел — и не пожалел, — смеется Елена. Сама она — гродненка, и на танцплощадку ходит уже более десятка лет.
К Константину, говорит, присматривалась долго, а он ухаживал как настоящий романтик: дарил ей цветы, приглашал на свидания. Вот и сейчас он нежно поддерживает ее за руку и улыбается — зовет на медленный танец. Все время, что длилась танцевальная программа, Константин не выпускал из руки руку своей спутницы. Одна мелодия сменяла другую, а пара, не обращая внимание на меняющейся ритм, кружила в танце.
Гродненская танцплощадка расположена прямо в лесу и не огорожена. Проходящие и проезжающие мимо на роликовых коньках молодые люди усмехаются, смотря на танцующих пенсионеров. Некоторые снимают танцы на видео.
— Они воспринимают нас, как некий прикол, но мы стараемся на это не обращать внимания. Ведь нынешнее поколение молодых людей тоже со временем постареет, и наверняка кто-то из них тоже будет приходить сюда, — говорит 80-летняя Нэлли.
Она здесь местная активистка. Именно Нэлли много сделала для того, чтобы гродненская площадка функционировала регулярно, чтобы здесь наконец сделали хорошее покрытие и поставили навесы над лавочками. Говорит, со своим кавалером она тоже познакомилась здесь, на площадке. Правда, в этот раз мужчина не смог сопровождать ее на танцы — захворал.
Нэлли рассказывает, что каждая «девчонка» (а их здесь большинство) обязательно долго готовится к танцевальным вечерам, тщательно подбирая одежду и украшения. В почете здесь шляпки, веера, маленькие яркие сумочки и светлые платья. Местные модницы любят дорогую бижутерию и босоножки на низком ходу — все-таки на каблуках не потанцуешь несколько часов подряд… А они ведь танцуют, танцуют, танцуют! Расходясь по домам, «девчонки и ребята» обещают друг другу ни за что не пропустить следующие танцевальные выходные — «разве что ураган или землетрясение не позволят выйти из дому»!