От года и старше. Как в Пинском районе работает сельский сад с разновозрастной группой
В декретном отпуске можно находиться три года. Но бывает, по различным причинам нужно срочно выходить на работу — и возникает вопрос, с кем оставить маленького ребенка. По закону, в дошкольные учреждения малышей можно отдавать с двух месяцев, однако на практике таких групп просто нет. Зато, если ребенок чуть постарше, например годовалового возраста, то его уже реально устроить в садик.
Детский сад в деревне Камень, Пинского района, внешне ничем не отличается от городского: кирпичное здание типовой советской постройки, веранды во дворах, цветные кубики на игровых полках, игрушечные тракторы и куклы в игровых. Однако здесь группы не делятся на «младшие», «средние» и «старшие», так как три года назад детей стали набирать в разновозрастные. Об особенностях дошкольного образования в белорусской глубинке TUT.BY узнал в Погост-Загородском яслях-саду.
Здесь обучаются и воспитываются 47 детей. Настенька — одна из них. Ей нет еще и двух лет. Незнакомого дядю-журналиста в игровой комнате малышка встретила удивленными глазками и пронзительным плачем. Насте можно. Она — единственная девочка в «сплоченном мужском коллективе» разновозрастной группы.
Одногруппнику Насти Славе год и девять. Он парень открытый и целеустремленный. Гостей встретил вежливым «гугуканьем». Затем взял с полки резиновый мяч и неуверенной походкой подошел к незнакомому дяде с фотоаппаратом, чтобы показать игрушку, мол: «Что там у тебя? Камера зеркальная. А у меня вон, мяч с пупырышками. Нажимаешь — пищит. Твоя так может? Нет? Ну и зачем она тогда?!».
«Сегодня пришла — все собрались, обняли»
Слава и Настя — самые маленькие дети разновозрастной группы Погост-Загородского яслей-сада. Самому старшему же здесь 3 года. Игры-занятия в таких группах проводятся по учебной программе дошкольного образования. Дети делятся на подгруппы по возрастам, с каждой из которых воспитатель.
— Дети отлично друг с другом играют. Есть даже забота, опека у старших над младшими. В таком детском коллективе происходит взаимообучение, формируются такие качества как забота, доброта, сочувствие, взаимопомощь. Старшие детки с удовольствием помогают воспитателю организовать маленьких на игру, помогают собрать игрушки и навести порядок в игровых уголках. Атмосфера в группе благоприятная. Развивающую среду создаем с учетом возрастных и гендерных характеристик группы. В таком привлекательном игровом пространстве каждый малыш найдет себе увлекательное занятие, — рассказала заместитель заведующего по основной деятельности Людмила Бонцевич.
В день нашего визита в разновозрастной группе помимо воспитателя и помощника воспитателя находились также мамы Славы и Насти. Они здесь для того, чтобы помочь своим детям адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Как считает Людмила Адамовна, присутствие родителя помогает ребенку более безболезненно влиться в детский коллектив и привыкнуть к новой обстановке:
— Наши родители хорошо идут на контакт. Они получаются своеобразными волонтерами и делают все, чтобы ребенку понравилось в группе и они могли бы спокойно уйти на работу. Такая постепенная адаптация эффективная. Ребенку так легче. Ведь, при тяжелой степени адаптации, ребенок может плохо спать, есть, раздражаться и даже заболеть. Каждый ребенок по-разному адаптируется к новой среде, новым требованиям. У одних это происходит быстро, у других более длительный адаптационный период.
Мама Славы, Ольга Делен, проходят с сыном адаптацию с апреля. Два раза в неделю она остается с ним в группе, в которую мальчик будет ходить в дальнейшем. По мнению собеседницы, в разновозрастной группе ребенку легче адаптироваться.
— В садик решили отдать именно для того, чтобы ему было проще с другими детьми общаться. Потому что как выйдем на улицу, так детей боится, а здесь уже начинает привыкать. Заметно даже, что и после садика с детьми лучше стал общаться, игрушками делиться. Мне на адаптации и самой нравится: смотрю, как он занимается. Да и с другими детками приятно быть. Сегодня пришла — все собрались, обняли, — рассказала женщина.
«Привел ребенка в детский сад, отработал до обеда и забрал»
Часть воспитанников посещают ясли-сад по гибкому режиму.
— Это новая форма дошкольного образования, — объяснила заведующая садом Татьяна Хомич, — Дети вливаются в обычную группу, но остаются в детском саду не на целый день, а на определенное время. Допустим, если родители хотят чтобы их ребенок посещал только занятия, то в заявлении на прием в детский сад они указывают время с 9.00 до 12.00 часов без организации питания. По желанию родителей время пребывания ребенка может быть увеличено: с организацией завтрака и обеда, что так же прописывается в заявлении. Такая форма у нас применяется не только к дошкольникам. Есть у нас и школьники-первоклассники, которые посещают наш сад по гибкому режиму. Утром они идут в школу, занимаются, а потом их приводит к нам учитель. Получается что-то наподобие продленки. У нас они играют, отдыхают, спят.
До трех часов посещение садика для деток на гибком режиме — бесплатное. Можно оставить и на дольше, но уже с организацией питания. Стоимость зависит от того, сколько раз малыш будет питаться в детском саду.
— Эта замечательная форма для родителей, у которых неполная занятость. Привел ребенка в детский сад, отработал до обеда и забрал, — поделилась Татьяна Михайловна.
По словам собеседницы разновозрастные группы стали спасением для детских садов в сельской местности. Открыть отдельную группу для детей до 2-х лет в маленькой деревне было бы роскошью.
— А так у нас стало больше возможностей, чтобы удовлетворить запросы родителей, — уверена Татьяна Михайловна.
По данным управления образования Брестского облисполкома, на Брестчине работают 468 учреждений дошкольного образования и 109 учебно-педагогических комплексов «сад-школа». Сегодня есть проблема определения детей в сады шаговой доступности в микрорайонах-новостройках Бреста, Барановичах, Пинска.
По предварительным данным, 1 сентября 2018 года в садики региона пойдут около 63 тысяч детей.
К новому учебному году планируется открыть детский сад на 350 мест в микрорайоне «ЮЗМР-2» Бреста. Строятся школа-сад на 471 место (из них 150 дошкольных мест) в брестском микрорайоне «ЮВМР-4» и детсад в микрорайоне «Радужный» Пинска на 240 мест, а во втором полугодии начнется строительство детсада на 240 мест в микрорайоне «Боровки-3» Барановичей.