"Чтобы не уходили из дома, не тонули, не выпадали из окон". Наталья Поспелова - о защите детей

Источник материала:  
01.06.2018 12:16 — Новости Общества

С 1 июня 1950 года в мире отмечается Международный день защиты детей. Праздник был инициирован Конгрессом международной демократической федерации женщин в 1949 году. Традиционно в этот день проходят конкурсы детских рисунков и другие мероприятия, а должностные лица, принимающие решения в интересах несовершеннолетних и их благополучия, отчитываются о достижениях. Сделано немало, и немало об этом сказано. Отрадно за 35 место в рейтинге стран, где у детей счастливое детство. Но давайте проанализируем, что еще не сделано, на что не хватает средств, ресурсов, сил. Или просто пока нет понимания необходимости и общего подхода.


Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Наталья Поспелова — специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 28 лет работала в органах охраны детства Беларуси, из них 12 — в Национальном центре усыновления. Автор более 100 методических и публицистических работ по проблемам социального сиротства и семейного неблагополучия. Одна из основателей республиканского портала по поиску семей для детей-сирот www.dadomu.by и единственного в СНГ ежемесячного издания для замещающих родителей и специалистов органов опеки и попечительства — газеты «Домой!». Референт Белорусского общественного объединения замещающих семей «С надеждой». Профессиональная специализация: альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот; споры родителей о воспитании детей; сопровождение семей, желающих принять или уже принявших детей-сирот на воспитание.

E-mail автора nastapos@mail.ru

Буквально каждый день мы становимся свидетелями трагедий с участием детей. Некоторые, к счастью, заканчиваются благополучно, другие — смертью, длительным расстройством здоровья детей, по недосмотру, неопытности, недобросовестности взрослых или стечению обстоятельств оказавшихся в эпицентре событий. Сердца всех без исключения родителей тревожно сжимаются от таких новостей. И естественным желанием каждого будет защитить, уберечь своих и вверенных детей от опасностей и непредсказуемостей.

Много ли у нас возможностей на самом деле быть бдительными, внимательными, предусмотрительными и ответственными родителями и такими же должностными лицами? Вопрос не праздный, и вовсе не все в ответе на него описывается формулой «наши прадеды и прабабки родительских университетов не заканчивали, а по пять минимум детей на ноги поставили и никто у них не тонул, в огне не горел и с 4 этажа не падал». Скорее всего, сейчас настало время учиться и учить родительству, в противном случае особо чувствительным взрослым придется формировать очередь за антидепрессантами в надежде избежать негативного влияния на свою неокрепшую психику трагических новостей о детях.

Все мы такие родители нашим детям, какими были наши родители, когда растили нас. Сегодня в пору родительства входят люди, родившиеся в достаточно стремные времена: конец 80−90-х прошлого столетия. Их родители, вынужденные выживать, перестраиваться и приспосабливаться к быстро и непонятно в какую сторону меняющемуся укладу жизни, отчаянно экономили на своем родительском ресурсе. Некоторые вообще исключали детей из собственной жизни благодаря неплохо развитой заместительной инфраструктуре: детским садам в режиме «круглых суток», оздоровительным лагерям на все лето, «продленок» до первой звезды. Как результат, сегодня эти дети, сами ставшие родителями, не умеют элементарного: эффективно распределить свое внимание на двоих-троих детей, растущих в семье; занять своих детей (ими тоже особо никто не занимался — был друг телевизор, теперь — гаджет); дисциплинировать допустимыми методами, а не способами средневековой инквизиции… А еще, представьте, в большинстве семей и поддержать неопытного родителя некому: бабушки и дедушки, вовлеченные в активную трудовую деятельность в надежде избежать тунеядского клейма и догнать ускользающую пенсию, все чаще отказывают себе в возможности плотно поучаствовать в воспитании внуков. Так уходят в прошлое патриархальные лубочные модели, когда старый и малый были кровно заинтересованы друг в друге.

Дети, которыми не занимались их родители, повторяют эту модель на новом витке отношений — но уже со своими детьми. Отсюда «ушедшие» из дома двухлетки, придавленные во сне своими мамами малыши до года, выпавшие из окон и утонувшие дошкольники…

Логичной реакцией общества могло бы стать увеличение ассортимента услуг взрослым на пути к эффективному родительству. Родительские курсы, школы, клубы, тематические сообщества — все это можно создавать и культивировать силами специально обученных людей — педагогов, психологов, медиков, социальных специалистов на базах имеющихся учреждений социальной, педагогической и медицинской инфраструктуры. Вместо этого профессиональные сообщества, обязанные межведомственно заботиться о благополучии детей и семей, внедряют во взаимодействие с родительской общественностью метод расписок, ставший буквально трендом этого сезона. Медики требуют от родителей расписки в том, что те, дескать, осведомлены о вреде совместного с ребенком сна; педагоги под лозунгом борьбы за безопасность детей, находящихся за пределами учреждений образования, настаивают на почасовых отчетах о месте их нахождения.

В некоторых школах, как свидетельствует родительская общественность, собирают расписки о том, что в период летних каникул дети будут под присмотром родителей. Абсурдность «расписочного» метода, насаждаемого практически повсеместно, есть детская попытка взрослых закрыть лицо руками и таким образом спрятаться от ответственности за то, что происходит с детьми. Это путь от фобии к стойкому неврозу на профессиональной почве. В общем, надо межведомственно работать, а не межведомственно бояться.


Иллюстрация: Анастасия Ковалевская, TUT.BY

Также не хватает сегодня, для полного детского счастья и повышения его рейтинга, стандартов и алгоритмов работы по защите детей, взаимодействию с их семьями.

Сегодня детство защищает (номинально) практически каждый педагог: именно педагоги являются передовым отрядом защитников детей в модели созданных еще в 1999 году органов охраны детства. Именно педагоги призваны выявлять и фиксировать семейное неблагополучие. При этом серьезнейшая оценочная работа ведется на чувствах и ощущениях: испугалась межведомственно комиссия — приняла вот такое решение; не испугалась — другое. Лучше будет, если алгоритмам оценки детского благополучия педагогов будут учить. Только так можно избежать субъективизма в работе по защите детства.

А еще важно иметь единый, общий стандарт работы с семьей. Без разницы — благополучная она, или неблагополучная — должны быть единые протоколы взаимодействия передового отряда защитников детства в лице профессионалов-педагогов с детьми, семьями, родителями. Основой таких протоколов, в т.ч., могут стать этические и профессиональные нормы. Этого пока, к сожалению, нет. Есть расслоение семей на две касты — хороших и плохих, как следует из рекомендаций по межведомственному взаимодействию в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации. И невдомек менеджерам социально-педагогического фронта, что работа с семьей — это не мнения (чисто — грязно), не чувства (нравится — не нравится как отец посмотрел на дочку), а установление отношений доверия сначала со взрослыми в семье, потом (что само собой разумеется) — с детьми в этой семье и развитие на этой основе уважительного контакта. Без этих простых истин работа защитников детства больше похожа на ловлю блох, а к профилактике и предупреждению семейного неблагополучия это не имеет ни малейшего отношения, также как, впрочем, и к защите детства.

Но самое парадоксальное заключается в том, что отношение к семье с позиции «свысока», грубое и неэтичное, непрофессиональное вмешательство в дела семьи неминуемо искажает процесс оценки ситуации вокруг ребенка. А потому специалисты обречены просматривать, не замечать ситуации, в которых градус неблагополучия начинает зашкаливать, а мы, родительская общественность, все чаще будем становиться свидетелями трагедий с участием малолетних и не очень детей. Вот такая опасная схема.

Чтобы поднять рейтинг детского счастья полезно пересмотреть общественное и профессиональное отношение к такому распространенному методу защиты детей как их изъятие из родных семей. Пока что нет единого подхода в отношении этого беспощадного способа заботы о детях. На первый и поверхностный взгляд — вот изъяли бы несчастных детей из плохой семьи — не сгорели бы они, не упали бы с высоты, не утонули бы…

Современные подходы к терапии детско-родительских отношений и профилактике семейного неблагополучия уже заставили профессионалов на большей части мирового пространства отказаться от изъятия детей из семей как способа помощи детям. Разумеется, исключение из этого правила составляют ситуации прямой и непосредственной угрозы жизни ребенка. Но пока у нас семья лишь декларативно является приоритетной и естественной средой жизни ребенка факты преждевременных и необоснованных изъятий детей из семей будут нашей белорусской реальностью.

Исходить надо не из страха за свое служебное положение, а из тезиса о том, что в социальном обществе каждая семья должна иметь возможность получить необходимый объем услуг помощи и поддержки в разрешении кризисной или трудной ситуации. Тогда семье, не готовой к родительству (несовершеннолетним мамам, к примеру), или родителям с особенностями психофизического развития мы, за счет своих налогов, сможем предложить семейного помощника, временную «приемную семью», которая заменит отсутствующую родную. А пока мы изымает детей из таких семей, делая их постоянными потребителями льгот и гарантий, формируя специфическое отношение к собственным родительским обязанностям, когда и своих детей они взгромоздят на плечи налогоплательщиков со словами: «а что такого?! Я же так вырос и ничё…»

Януш Корчак еще в начале прошлого столетия высказал интересную мысль: «Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь». Давайте, может, перестанем по-детски прятать голову в песок и закрывать глаза и уши перед серьезностью детских проблем. Давайте еще немножко межведомственно напряжемся, подключим неравнодушную родительскую общественность на паритетных и партнерских началах и вознесем наш отечественный рейтинг детского счастья до небывалых высот.

С праздником, уважаемые дети и их защитники!

←Нерест сома: запрет на его лов продолжает действовать в Беларуси до 1 июля

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика