Напомню, речь о том, чтобы вступившее в силу постановление о наложении взысканий повлекло и начисление баллов: 1 балл — если статьей в качестве взыскания предусмотрен штраф до трех базовых величин либо административное правонарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме фото– и видеокамерами, 2 балла — когда в статье говорится о штрафе до пяти базовых, 3 балла — до десяти, 4 балла — если наказать рублем могут на сумму свыше десяти базовых величин или лишением права на вождение. Предлагается, что автомобилист, набравший 15 и более баллов, на 6 месяцев лишится возможности сесть за руль. При этом учету подлежат штрафные очки, начисленные в течение года, предшествующего дню совершения последнего административного правонарушения, влекущего начисление баллов. Планируется, что о наборе такого количества баллов автомобилисту сообщат при вынесении постановления о наложении административного взыскания либо при рассмотрении дела о правонарушении — указанную информацию направят вместе с копией постановления по делу. О сумме штрафбаллов человек сможет узнать с помощью приложения, разработанного органами внутренних дел. Штрафные очки не начислят за ряд нарушений. К примеру, за управление транспортом с заведомо скрытым, подделанным — в общем, измененным регистрационным знаком, за нарушение правил остановки и стоянки.
В ГАИ отмечают, что большинство респондентов поддержали внедрение системы начисления баллов, считая ее действенным методом против злостных нарушителей, а также что подобные изменения дисциплинируют водителей.
Хотя немало было высказываний и о том, что не стоит менять нынешний порядок (когда человека уже наказывают за нарушение) и вводить двойное наказание. «Должны быть или штраф, или баллы, — писали форумчане. — Вот если вместо штрафа выносить устное предупреждение плюс баллы, тогда это справедливо».
Также многие согласились с необходимостью замены «бессрочных» водительских удостоверений, информируют в ГАИ. Эта мера, по мнению граждан, создаст равные условия для всех водителей и поспособствует повышению безопасности на дорогах, обязав владельцев таких удостоверений пройти медицинское переосвидетельствование.
Автомобилисты в основном высказались за предложение выдавать международные водительские удостоверения. В Беларуси они не потребуются. Выдавать их станут по желанию и заявлениям граждан, планирующих автопоездки в страны, не ратифицировавшие Венскую конвенцию о дорожном движении. Общественность поддержала и такое новшество, как предоставление права управления мотовездеходами, снегоболотоходами и снегоходами. Новый документ предусматривает введение двух категории колесных тракторов и самоходных машин: «H» и «I». Право управления мотовездеходами предоставят с 17–летнего возраста и после сдачи квалификационных экзаменов (обязательное прохождение подготовки перед этим не потребуется). Ездить на мотовездеходах смогут и те, кто уже имеет право управления механическим транспортом, самоходной машиной хотя бы одной категории (за исключением категории «АМ» или подкатегории «A1»).
Участники дорожного движения также поддержали предусмотренную законопроектом возможность обучения и сдачи экзаменов на автомобиле с автоматической трансмиссией.
В таком случае будущим водителям права выдадут с отметкой о необходимости управления транспортом соответствующей категории только с «автоматом», езда на «механике» будет расцениваться как езда без прав. А вот те, кто сдал экзамен в ГАИ на машине с механической коробкой передач, получают право управлять авто с любым видом трансмиссии. Вместе с тем участники обсуждения указывали на то, что проектом закона не учтены «роботы» (механика с возможностью ездить в автоматическом режиме) и что водитель с правами категории «В» все же должен уметь ездить с любой коробкой.
В ГАИ рассказали, что конструктивные предложения граждан были учтены и внесены в законопроект. К примеру, предусмотрено списание штрафных баллов, послуживших основанием для прекращения права управления, а также расширен перечень правонарушений, за которые баллы начисляться не будут.
После внесения некоторых корректировок законопроект планируется направить для дальнейшего рассмотрения в Палату представителей.