По-настоящему последний звонок. Как прошла линейка в школе, которую закрывают вместе с детдомом
Столько грусти на последнем звонке в базовой школе в деревне Большие Летцы Витебского района не было, наверное, за всю ее 48-летнюю историю. Сегодня тут плакали не только выпускники, но и остальные местные ребята. Да и педагоги, которые выступали на линейке, то и дело срывались в слезы. Это был в самом прямом смысле последний звонок — школу закрывают, и 1 сентября здесь уже никто не сядет за парты.
Базовую школу в Больших Летцах закрывают в связи с тем, что ликвидируют местный детский дом. Почти все ее ученики — детдомовцы: 77 человек из 85. А раз в деревне не станет детдома, то, выходит, школа тоже лишняя. Восьмерых «домашних» детей — тех, у кого есть семьи, — с 1 сентября будут возить в школы или в Витебск, до которого примерно 10 км, или в агрогородок Кировский, или в деревню Старое Село — они расположены в 5−7 км от Больших Летцев.
«Назло всем не будем плакать!»
Линейка проходит в небольшом школьном фойе. Тут легко уместились все 85 учеников и педколлектив. Все внимание приковано к героям дня — 13 девятиклассникам-выпускникам, и они стоят по центру. В школе говорят, что это большой выпуск: в прошлом году он был меньше.
К «домашним» детям на последний звонок пришли родители, а к детдомовским — их воспитатели. Как правило, это супружеские пары, и ребята между собой называют их «мама» и «папа».
Из официальных гостей — только сотрудник ГАИ. На последний звонок администрация школы ожидала представителей власти из района и области. «Но никто не приехал», — сокрушаются педагоги.
…Закончились последние приготовления к линейке. Звучит гимн Беларуси. Затем директор школы Михаил Дук сообщает школьникам, что сегодняшний выпуск — для него лично юбилейный, десятый.
— И, возможно, будет у меня последний, — признается руководитель школы. Но тут же — уже бодро: — Но за эти годы было много интересного! У меня уже собран целый арсенал оружия — например, рогаток. Все это обещаю 31 мая вам раздать. Те ребята, у которых я это изымал, помнят.
Напутствуя выпускников, Михаил Дук попросил:
— Все проходит, кроме любви. Помните об этом. И не забывайте дарить своим педагогам любовь. Ведь строгими мы были не потому, что хотели вас обидеть, а потому что мы неравнодушны. В добрый путь, будьте мужественны и тверды! Помните: у вас есть люди, которые помогут и советом, и делом. И будут всегда хранить вас в своем сердце.
На праздник пришла и Вера Дук — директор Великолетчанского детского дома, который собираются ликвидировать. Она пожелала ребятам «быть здоровенькими и разумненькими» и выразила надежду, что это еще не конец:
— Назло всем не будем плакать! У меня большое убеждение, что мы еще, с Божьей помощью, встретимся с вами в этих стенах, в детском доме. Я не верю, что мы расстаемся навсегда. Думаю, у нас будет еще много интересных встреч.
Классный руководитель: «Каждая мама хочет, чтобы дети были хорошими»
Многих до слез растрогали душевные слова классной руководительницы выпускников Татьяны Ковалевой:
— Когда 5 лет назад я пришла на работу в школу, мне дали этот класс. Встал вопрос: как воспитывать детей? Ни в одной самой умной книжке нет на него ответа. И вы, ребята, сами того не зная, мне подсказали. Вы, тогда еще пятиклассники, бежали по коридору на переменке, обнимали меня — и бежали дальше. Так делают дети, когда видят свою маму. И я решила: буду воспитывать вас так, как бы хотела воспитывать своих детей. Прошло 5 лет. И вот я задаю себе новый вопрос: правильно ли я воспитала детей? И снова вы мне помогли на него ответить. Почти весь класс однажды признался, что свою тайну доверил бы классному руководителю. А Яна тогда добавила: «Потому что Татьяна Николаевна — наша мама». Я хочу от вас одного: чтобы вы выросли достойными людьми, чтобы мне не было за вас стыдно. Я же мама, а каждая мама хочет, чтобы ее дети были хорошими.
Потом директор школы вручил грамоты лучшим ученикам, спортсменам, музыкантам, артистам, чтецам, художникам… Наверное, какой-то диплом получил практически каждый ученик — чуть ли не вся школа поголовно участвовала и побеждала в разных конкурсах, состязаниях и фестивалях.
И вот наступил самый волнительный момент: звучит последний школьный звонок. Выпускница Яна Белохвостова и первоклассник Дима Писарик обходят круг по фойе и останавливаются. Но всем хочется отодвинуть расставание со школой…
— Давайте еще кружок! — просят Яну и Диму ребята и учителя.
«Последнее, что есть в деревне»
Родители «домашних» детей сожалеют, что школа закрывается.
— Моя старшая дочь будет учиться в Витебске. В эту же городскую школу отдадим и младшего сына, он пойдет в 3 класс. Нам еще повезло, что старшая будет присматривать за младшим. Закрытие нашей сельской школы я считаю безумием. Детям здесь, на месте, удобнее. И тут хороший педколлектив, к детям все прекрасно относятся. К тому же придется думать про то, как доехать до городской школы. Первый автобус уходит в 7 часов утра, нужно будет на него успевать. И в целом для деревни это катастрофа, ведь закрывают последнее, что в Больших Летцах осталось, — школа и детдом, — плачет в разговоре с журналистом TUT. BY Ирина, одна из мам учеников.
Работу будут вынуждены искать почти 100 человек: 32 работника школы и около 60 сотрудников детдома.
— Нам предварительно рассказали, какие и где есть вакансии. Но окончательно вопрос трудоустройства будет решаться в 20-х числах августа, перед самым началом нового учебного года. Обещали, что никого не бросят, — говорит Михаил Дук.
Галина Янкович, учитель с более чем 40-летним стажем работы, поделилась с журналистом TUT.BY, что ей «очень больно» на этом празднике:
— Закрытие школы — большая беда. Я живу как раз напротив здания школы, как буду теперь смотреть на нее, пустую, без учеников, даже не представляю… Нам было комфортно с детьми из детдома, мы научились с ними работать, воспитывали из них хороших, умных, добрых людей. Если здание школы не попадет в хорошие руки, то наступит разруха. Больно и за деревню, где закрыли все. Был сельсовет — его перевели в другое место, был клуб — его не стало, была библиотека — и ее закрыли, была почта — тоже упразднили. Теперь на очереди школа… Вот такая наша малая родина… Я ухожу на пенсию, а вот как быть моим молодым коллегам? Найти работу будет очень трудно. Хотя нам обещают, что трудоустроят всех.
Что будет со зданием школы, пока не ясно. В Больших Летцах, где проживает более 400 человек, кроме магазина, нет никаких соцобъектов. Поэтому, как вариант, в бывшей школе планируют открыть многофункциональный центр для жителей, в котором будут ФАП и небольшая больница. Уже создана ликвидационная комиссия, и все имущество Летчанской школы передадут другим учреждениям образования.
Великолетчанский детский дом — самый крупный в Беларуси: здесь живут 84 воспитанника от 6 до 17 лет. Только шестеро из всех воспитанников — биологические сироты. Остальные — социальные, то есть у них живы родители.
Детдом необычный: здесь воспитатели считают обязательным воссоединение родных братьев и сестер, которых до этого забрали у пьющих, например, родителей и отдали в разные интернаты.
Воспитанники живут в семи группах-семьях, по 10−12 человек. В группе работают два воспитателя — мужчина и женщина, то есть «папа» и «мама». И 40% из них — супружеские пары.
Закрыть детдом хотят «в целях оптимизации». Детей намерены перевести в другие интернатные учреждения — поменьше. При этом многие воспитанники уже не раз «курсировали» из детдома в детдом.
В апреле 2017-го чиновник от образования приехал в Большие Летцы и сообщил, что детдом прекратит существование, вспоминают сотрудники. Когда он уходил, почти все дети бросились за ним на улицу, говорят педагоги. «Некоторые даже упали на колени: «Дяденька, пожалуйста, не закрывайте детдом!». Он ничего в ответ не сказал.