Приговор Казакевичу за нападение на сотрудников колонии: 5 лет тюрьмы и 17 - усиленного режима
Владислава Казакевича суд признал виновным в нападении с ножом на сотрудников шкловской колонии, в которой 19-летний минчанин отбывал наказание за нападение с бензопилой в ТЦ «Европа». Ему назначено наказание в виде 22 лет лишения свободы: 5 первых лет Казакевич проведет в тюрьме, оставшиеся 17 — в колонии усиленного режима. Это итоговое наказание, с учетом поглощения первого срока.
Потерпевшему старшему контролеру Алексею Кузану обвиняемый должен выплатить 3 тысячи рублей в качестве компенсации.
Напомним, Владиславу Казакевичу предъявляли обвинение по ч. 1 ст. 13, п.п. 10, 16 ч. 2 ст. 139; ч. 1 ст. 14, п.п. 1, 10, 16 ч. 2 ст. 139 и ч. 2 ст. 410 УК. Это приготовление к убийству и покушение на убийство двух человек в связи с их служебной деятельностью лицом, ранее совершившим убийство. А также нападение на представителя администрации исправительного учреждения со стороны осужденного. Вердикт суда: виновен по всем статьям.
…До начала заседания Владислав Казакевич нервно ходил по клетке. Пожалуй, впервые за весь процесс он вел себя не отстраненно. Однако на присутствие журналистов с камерами молодой человек не реагировал — смотрел как бы сквозь них.
— Получил? — громко спросил сына Валентин Казакевич, едва войдя в зал заседаний. Он имел ввиду передачу.
Влад не отреагировал, а конвой попросил прекратить разговоры.
На вопрос о том, удовлетворен ли он вынесенным приговором, гособвинитель Андрей Ковалёв сказал, что сможет ответить на этот вопрос после изучения копии приговора, которую он получит в установленном порядке и сможет изучить в течение 10 дней.
— При необходимости может быть вынесен апелляционный протест. Изначально суд согласился с позицией государственного обвинения практически в полном объеме: как по статьям предъявленного обвинения, так и по мере наказания. Исходя из того, что мы все слышали, я, как гособвинитель, удовлетворен.
Андрей Ковалев согласен с тем, что Владислав Казакевич вменяем и подлежит уголовной ответственности. Он ссылается на две судебно-психиатрических экспертизы, которые были проведены в рамках дела, и полагает, что они «достаточно мотивированы, научно обоснованны, соотносятся с иными доказательствами по делу и в связи с этим не вызывают сомнение в своей обоснованности».
Максимум, который грозил Казакевичу по вменяемым статьям, — 25 лет лишения свободы, отметил гособвинитель:
— В Уголовном кодексе в ч. 1 ст. 59 четко указано о том, что исключительная мера наказания — смертная казнь и как альтернатива пожизненное заключение — применяется лишь за особо тяжкие преступления, связанные с умышленным противоправным лишением человека жизни с отягчающими обстоятельствами. В данном случае все потерпевшие живы, поэтому об исключительной мере наказания речь не шла.
Отец обвиняемого Валентин Казакевич считает решение суда «незаконным и необоснованным».
— Мы заявили достаточно обоснований для того, чтобы было судебное исследование, была состязательность во время процесса. Но мы ничего такого не находим. Результат был бы тем же, если бы мы ничего не делали, если бы не было адвокатов. Ну как можно не учитывать показания свидетелей, которые говорили под присягой?
Валентин Казакевич сказал, что будет жаловаться в прокуратуру, в Администрацию президента на суд, так как «адвокаты этого сделать не могут — и это повсеместно, — так как боятся потерять лицензию».
— Мой сын болен. Мы хотим, чтобы ему назначили лечение. Помещая его в условия ШИЗО, ПКТ, тюрьмы, колонии, они только подпитывают его заболевание. В наших тюрьмах ведь не идет исправление, а исключительно наказание. Мы писали, предупреждали, что нельзя такого больного человека отправлять в такие условия. Нас не послушали. По сути, колония сделала все, чтобы это [нападение] произошло.
По словам отца, в том, что пострадал контролер Кузан, виноват формализм: Влада недообследовали, поставили неверный диагноз, вынесли неправильное решение в суде.
Суд установил, что утром 12 октября 2017 года во время вывода на прогулку Владислав Казакевич достал из рукава нож и напал на двух контролеров. Было возбуждено уголовное дело за покушение на убийство двух человек.
Госэкспертиза установила, что на момент инкриминируемых деяний Казакевич мог в полной мере осознавать свои действия и руководить ими. С этим не согласны ни родители, ни защита обвиняемого, которые считают, что молодой человек болен и нуждается в лечении. Независимые эксперты считают, что у Владислава шизофрения.
На заседании 10 мая гособвинитель запросил для Владислава Казакевича наказание в виде 23 лет лишения свободы в колонии усиленного режима, причем первые 5 лет он должен провести в тюрьме. В понедельник, 14 мая, Казакевич должен был выступить в суде с последним словом, однако говорить он отказался.
Напомним, 8 октября 2016 года молодой человек с бензопилой устроил нападение в ТЦ «Европа», в результате которого погибла 43-летняя продавец Елена Александронец, еще две женщины пострадали. На момент совершения преступления фигуранту было всего 17 лет, суд приговорил его к максимально возможному наказанию для несовершеннолетнего — 15 годам лишения свободы.