Почему в поездах Беларуси с электронным билетом требуют паспорт, и собирается ли БелЖД это менять
Сегодня пассажир БелЖД, купивший электронный билет на сайте, обязан показывать паспорт или другой документ, чтобы попасть в вагон. При этом в кассе билеты продают без документов. TUT.BY выяснял, как выходит, что пассажиров, оплативших электронный билет, могут в поезд и не пустить.
В прошлом году через интернет купили 2,1 миллиона электронных билетов, из них 1,85 миллиона оформили с электронной регистрацией, сообщает Белорусская железная дорога.
Минчанка Ольга на майские выходные ездила к родственникам в Волковыск. Покупала электронные билеты на сайте БелЖД — для себя, родителей и семилетнего сына. Говорит, что впервые в жизни забыла паспорта — свой и ребенка, но именно в этот раз они и понадобились.
— В поезд до Волковыска нас пустили без проблем. Мы назвали фамилии, проводник проверила по своему списку, есть ли такие, и пустила на наши места. А вот на обратном пути случилось неприятное приключение. У меня были распечатаны электронные билеты на поезд 632Б Гродно — Гомель, но проводник попросила предъявить паспорта. Попыталась объяснить, что у родителей есть паспорта, а свой и ребенка я забыла в другой сумке. Она отказалась нас пустить в вагон и отправила к начальнику поезда. Мы побежали в начало поезда — пять вагонов, а стоянка — четыре минуты. Начальник поезда также отказался пускать нас (меня и сына) в вагон по электронкам, но предложил вариант: купить билеты у него. Я, конечно, согласилась, так как выбора особо не было. Мне выписали билеты на те же самые места, которые я уже оплатила. В итоге я отдала два раза по 14 рублей за одни и те же места.
Ольга знает, что по правилам, садясь в поезд по билетам с электронной регистрацией, надо предъявлять документ, удостоверяющий личность. Но не понимает, зачем такие предосторожности, если в кассе билеты продают без документов, и без документов пускают в вагон.
— Я предлагала показать выписку с банковской карты о том, что купила эти билеты. Предлагала, чтобы мои документы подвезли на вокзал в Минске, скинули фотографии паспортов по вайберу. Ничего не подошло.
Начальник поезда, когда выписывает новый билет, тоже документов не спрашивает.
— Где логика? — спрашивает Ольга. — Кстати, начальник поезда и проводник предложили вернуть мои электронные билеты через сайт — в течение часа после отправления это можно сделать, тогда вернут какой-то процент от стоимости билетов. Но если бы я сдала билеты, они бы попали в систему БелЖД, и их могли бы выкупить. Если бы такое случилось, нам с ребенком пришлось бы пересесть, сказала проводник.
Похожую ситуацию вспоминает Ксения. Около года назад она вместе с подругой ехала из Минска в Молодечно на поезде Минск-Витебск.
— Подруга приехала в столицу, отдала свой паспорт для оформления визы. Предварительно сделала копию паспорта, чтобы вернуться назад. Именно на паспорт оформляли для нее билет в интернете — других документов вроде водительских прав или воинского билета у нее нет. Но проводницы отказались пускать подругу в поезд, ксерокопию паспорта даже не смотрели. Вышел начальник поезда, сказал, что если нагрянет проверка, их накажут, так что остаемся на платформе. Мы выясняли, как еще можно решить проблему? Это поздний поезд, прибытие и так в 11 ночи. Тогда он предложил купить еще один билет… у него! Мы были возмущены, что нас не пускают по купленному билету и заставляют платить дважды. Но выхода не было, мы оформили и рассчитались на месте. В Молодечно обратились в кассу с жалобой, что за одну услугу пришлось заплатить дважды. Но деньги так и не вернули.
Белорусы, которые бывали в странах-соседках, вспоминают, что там система работы электронных билетов куда лояльнее к пассажирам. Например, в Польше электронный билет можно купить на все виды транспорта, как междугороднего, так и городского.
«Билеты на поезда и автобусы можно купить на сайте, их можно распечатать или показать PDF-файл с QR-кодом на экране любого девайса. Паспорт при этом показывать не нужно. Можно купить билеты через приложение. Некоторые приложения универсальные, и для городского транспорта, и для междугороднего, и даже для международных авиарейсов, они вдобавок позволяют покупать билеты в кино, оплачивать коммунальные счета, парковку и многое другое», — пишут белорусы в Польше.
Похожие истории рассказывают те, кто путешествовал по железным дорогам Литвы, Франции, Чехии.
Почему же БелЖД обязывает тех пассажиров, которые уже купили электронный билет (и даже имеют при себе его распечатку с номерами билета и заказа) подтверждать свою личность документом?
Заместитель начальника пассажирской службы Белорусской железной дороги Александр Казачок ссылается на международную систему бронирования и продажи билетов АСУ «Экспресс», которую используют в Беларуси. Требования технологии применения электронного проездного документа в этой системе не позволяют считать распечатку билета полноценным билетом без подтверждения личности.
— Система международная, сквозная. В Минске, Владивостоке, Астане любой человек может купить электронный билет на любом сайте по единым требованиям. Эта технология, с одной стороны, облегчает жизнь всем участникам процесса, а с другой — накладывает определенные ограничения. Если один человек пришел с распечаткой билета, а потом другой пришел с распечаткой того же билета — кто из них считается настоящим пассажиром? Если бы технология была сугубо нашей, мы бы решили такую проблему по принципу, по которому действует вход на мероприятия, — кто первым пришел, того и стул. Но АСУ «Экспресс» не позволяет сделать отметку о посадке пассажира. К тому же, БелЖД в полной мере не владеет системой АСУ «Экспресс», а только использует на определенных правах.
Ту же систему используют многие страны СНГ и Балтии. Литва, например, к ней подключена. Почему тогда в Литве на внутреннем поезде, сверх билета, никто с тебя не потребует удостоверение личности?
— На международные поезда в Литве билеты продают через АСУ «Экспресс», на внутренние поезда с нумерованными местами — по собственной системе продажи билетов, — объясняет Александр Казачок.
Для того, чтобы отказаться от подтверждения личности при предъявлении электронного билета, говорят на БелЖД, надо разрабатывать национальную систему продажи нумерованных мест. Пока этого нет в планах.
— Для пригородных перевозок мы разрабатываем новое решение, которое позволит использовать электронный билет, и без предъявления документов. Закладывается туда принцип: кто первый предъявил билет — тот достоверный пассажир.
В электричках такая система должна появиться в начале 2019 года.
На БелЖД сравнивают систему продажи билетов, например, с российской и говорят: у нас удобнее. Там даже в кассе надо покупать билет по паспорту, а человек без документа в поезде считается безбилетником.
— Входя в поезд по электронному билету, в России вы должны обязательно показать и распечатку, и документ. У нас намного проще ситуация. Пассажир может даже без распечатки прийти, без мобильного, без информации о билете. Главное, чтобы помнил поезд и вагон и мог показать свой документ, который был указан при оформлении, причем не только паспорт, и его впустят в поезд.
На сайте БелЖД говорится, что пассажир, который прошел электронную регистрацию, садится в поезда межрегиональных линий и региональных линий бизнес-класса (по Беларуси), показав проводнику документ, удостоверяющий личность, военный билет, водительское удостоверение, иной документ с фотографией, заверенной печатью, а для детей до 14 лет — документ, удостоверяющий личность, или свидетельство о рождении.
При посадке на поезда международных линий надо предъявлять только тот удостоверяющий личность документ, который указали при электронной регистрации.
Тем, у кого паспорт в посольстве, собеседник советует покупать билет по водительским правам или военному билету — конечно, если они есть. Или идти в кассу за 50 минут до отправления поезда с начальной станции.
— Просто иногда пассажиру на самом деле лень выполнить требование и пойти распечатать билет. А на станции Минск-Пассажирский есть терминал, где можете ввести свой код и распечатать себе билет. Но тоже за 50 минут до отправления.
Выходит, что та же пассажирка Ольга, поезд которой из Волковыска выезжал около 18.40, а с начальной станции Гродно — в 16.30, могла прийти в кассу и поменять электронный билет на традиционный бумажный не позже 15.40, то есть, почти за три часа до времени отъезда поезда с ее станции, подсчитал TUT.BY.
— Сегодня пассажиры без удостоверения личности оказываются в ситуации, когда за одну услугу платят дважды, ведь начальник поезда предлагает купить у него билет взамен.
— Нет. У вас на руках всего лишь распечатка заказа, это не самостоятельный билет. Это то же самое, что вы получите билет в кассе и потеряете его, а потом придете и скажете: теоретически у меня на это место есть билет. Начальник поезда продает вам билеты на резервные места, которые у него есть в распоряжении — в качестве исключения. Он даже мог бы отправить пассажиров в штабной вагон на резервные места, например, на верхние полки. Но начальник поезда может пойти навстречу людям, понимая, что им будет удобно остаться там же, что эти места точно будут свободны. Обидно, что люди на это жалуются.
— Почему фотография паспорта на телефоне не может являться доказательством, что я это я?
— По фотографии паспорта вас не обслужат ни в банке, ни в посольстве.
— В Беларуси есть примеры, когда человека верифицируют, к примеру, при помощи смс-ки.
— Верификация происходит, когда вы покупаете свою сим-карту, у оператора есть акт регистрации вашей личности. А смс-ка всего лишь подтверждает, что вы владелец телефона, устройства, на который она пришла. БелЖД не является оператором связи, у нее нет базы, которая может верифицировать человека. Но опять же, даже верификацию через смс-ку можно было бы обсуждать, если бы мы каким-то образом ушли от международной системы и создали свою национальную систему. А пока — в международной технологии нумерованных мест не признается сам по себе бумажный носитель, даже с защищенным кодом, как основной документ для посадки. Это всего лишь вспомогательный документ, по которому проводнику проще с вами работать.
— Осознают ли на БелЖД, что, когда человеку не нужно показывать паспорт, раз билет он уже купил — это намного удобнее? Показываешь электронный билет с телефона, проводник считывает код — как в Европе.
— Если бы мы это не осознавали, мы бы для ненумерованных мест такую технологию не рассматривали. Еще добавлю, что мы сейчас разрабатываем нашу внутреннюю технологию, которая поможет снять ограничения по электронной регистрации. Если сейчас ее можно оформить только сейчас за 50 минут до отправления с начальной станции маршрута, то скоро билеты с электронной регистрацией можно будет покупать по ходу следования поезда. И у проводников, и у начальника поезда будет информация, что человек с промежуточной станции купил билет с электронной регистрацией. Но удостоверение личности все равно пока будет необходимо.