В суде по делу экс-милиционера, избившего задержанных, выступил свидетель, которого просили молчать
В Бресте продолжается суд над теперь уже бывшим старшим сержантом милиции Олегом Самарчуком, который обвиняется в превышении власти и служебных полномочий. По версии следствия, обвиняемый «в группе с неустановленными лицами» избил двух жителей Бреста, которых доставили в опорный пункт милиции за нахождение в общественном месте в состоянии опьянения. 7 мая в суде выступил военнослужащий войсковой части 5526 Илья Снарский, который присутствовал при инциденте.
Илья Снарский является военнослужащим внутренних войск. 6 мая он вместе с обвиняемым Олегом Самарчуком задержал потерпевших Сергея Коляду и Александра Зехова у кафе в одном из микрорайонов Бреста.
По словам Снарского, в тот день в милицию поступило сообщение, что вблизи физкультурно-оздоровительного комплекса неизвестные распивают алкогольные напитки. По маршруту патрулирования милиционеры заметили на лавочке двух мужчин: Сергея Коляду и Александра Зехова. Как отметил свидетель, от них исходил сильный запах алкоголя, «выглядели пьяными» и находились «в неопрятном внешнем виде в общественном месте». Их задержали и доставили в общественный пункт охраны правопорядка № 3.
В опорке потерпевших завели в комнату. Александр Зехов сел на стул, а Сергей Коляда «ходил и спрашивал, как долго их будут держать». Снарский сел за стол писать отчет о снятии с маршрута патрулирования и поставил перед собой газовый баллончик «Шок». Сергей Коляда взял баллончик со стола и распылил его в лицо своему товарищу Александру Зехову. Ранее потерпевший пояснял, что сделал это по ошибке, перепутав газовый баллончик с дезодорантом.
Илья Снарский вместе со своим сослуживцем Владиславом Козляковским, который в тот момент находился в комнате, заломили Коляде руки и забрали баллончик.
После этого в комнату забежал обвиняемый Олег Самарчук, а Владислав Козляковский покинул помещение.
— Он [обвиняемый] постоял, посмотрел, подошел к Зехову и нанес удар в глаз, — рассказал свидетель.
За что конкретно получил удар Александр Зехов, Снарский объяснить не смог.
— В связи с чем он [Самарчук] нанес удар? — уточнила гособвинитель о причинах агрессии экс-милиционера по отношению к задержанному.
— Не знаю, — ответил свидетель.
Затем обвиняемый подошел со спины к Коляде, которого Снарский держал за руки, и дернул за ногу. Задержанный потерял равновесие и упал. По словам свидетеля, Самарчук нанес ему несколько ударов дубинкой и ногой. После этого Снарский вышел из помещения на улицу. Через несколько минут он вернулся и увидел, как обвиняемый вновь несколько раз ударил Коляду дубинкой.
По словам Снарского, в результате избиения у Александра Зехова на лице образовалась гематома и «затек» левый глаз. Он рассказал, что видел, как обвиняемый вывел потерпевшего из опорного пункта. Когда они вернулись, у Зехова на гематоме был надрез. Этот факт отражен и в обвинении. По версии следствия, на улице возле опорки Самарчук сделал надрез гематомы ножом для того, чтобы скрыть факт нанесения травмы. Снарский также подчеркнул, что задержанный просил вызвать скорую, но на эту просьбу никто не отреагировал.
— Какие-то минимальные основания для применения физической силы [к задержанным] были? — спросил у свидетеля представитель потерпевшего.
— Не было, — поделился своим мнением Снарский.
Попросил сказать, что «никто никого не бил»
Сергея Коляду и Александра Зехова госпитализировали через несколько дней после случившегося, когда их состояние начало ухудшаться.
Врачи диагностировали у Сергея политравму, закрытую травму грудной клетки, переломы двух ребер справа, закрытый перелом пальца, множественные ушибы грудной клетки, левого предплечья, кровоподтеки обеих нижних конечностей. Его поместили в травматологическое отделение.
Александра с травмой головы госпитализировали в реанимационное отделение больницы. Врачи диагностировали у него закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга (острый период), ссадину верхнего века левого глаза, параорбитальную гематому.
Мужчины написали заявление в Следственный комитет. В суде Снарский рассказал, что через несколько дней после инцидента обвиняемый приехал к нему в часть и попросил, чтобы тот говорил, что «ничего не видел». Самарчук, мол, также объяснил, что если Снарский что-то расскажет, то и ему грозит ответственность за то, что оставил на столе в свободном доступе газовый баллончик. Внушение подействовало. Во время первого разговора со следователем Снарский рассказал, что «никто никого не бил». Однако позже изменил свои показания и сообщил о том, что Самарчук наносил удары задержанным.
— Кроме Самарчука, при вас кто-то еще избивал потерпевших? — уточнила гособвинитель.
— Нет, — ответил Снарский.
С этим утверждением не согласны потерпевшие. Сергей Коляда утверждает, что его били «пять человек», а Александра Зехова — трое. В обвинении также указывается, что экс-милиционер наносил удары «в группе с неустановленными в ходе предварительного следствия лицами, уголовное дело в отношении которых выделено в отдельное производство». Кто эти «лица» — неизвестно.
«Избил палкой задержанных»
В суде также выступил второй свидетель, сослуживец Ильи Снарского Владислав Козляковский. Он находился в комнате, когда Сергей Коляда распылил баллончик, но вышел сразу после того, как его «скрутили».
Владислав Козляковский объяснил, что покинул помещение из-за распыленного газа. Что происходило в комнате в момент его отсутствия, он не знает. В материалах дела есть его показания: мол, Снарский ему рассказал о том, что «Самарчук 6 мая, находясь в ОПОП № 3, избил палкой резиновой задержанных Коляду и Зехова».
Рассмотрение уголовного дела продолжится в суде Московского района. Напомним, экс-сотрудник милиции обвиняется в превышении власти и служебных полномочий, сопряженное с насилием и применением спецсредств. Санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок от трех до десяти лет. На первом заседании обвиняемый себя виновным не признал.