"С соцпедагогами возили их на ЦТ". Чем живет училище закрытого типа для парней 11-18 лет
Кривичи — городской поселок в Мядельском районе. За высоким забором тут находится Кривичское специальное лечебно-воспитательное профтехучилище закрытого типа. Здешние воспитанники — мальчишки 12−17 лет. История у каждого из них своя, похожи лишь статьи, по которым они сюда попали. В основном — хулиганство.
«Большая половина ребят состоят на учете у нарколога»
— Таких учреждений, как наше, в Беларуси всего четыре, — знакомит с училищем педагог-психолог Анатолий Красневич. — Два в Могилеве, одно для девочек в Петрикове, и мы. В отличие от колоний мы подчиняемся Министерству образования.
В коридорах тишина — мальчишки пока на занятиях. Тут они не только отбывают наказание, но и учатся. Сейчас в училище 80 воспитанников. Попадают сюда за «административку», кражи, мошенничество, угоны. Основная статья — хулиганство.
— Принимать мы можем ребят от 11 до 18 лет, но самые младшие сейчас 12-летки, — описывает воспитанников директор Андрей Дубаневич. — Учреждение у нас лечебно-воспитательное, поэтому большая половина ребят состоят на учете у нарколога. Есть наркоманы и потребители спайсов.
Пятница, 27 апреля, день для воспитанников не самый привычный. В училище гости, у гостей — подарок. В подарок — мастерская по ремонту автомобилей.
— Этот проект профинансирован на средства польской помощи. Его стоимость 65 тысяч евро, — рассказал Михал Хаброс, временный поверенный в делах Польши в Беларуси.
Отучившись в мастерской, ребята смогут получить «корочку» слесаря-ремонтника второго разряда.
«Шучу, если б в мою бытность были такие строгие законы, мы с друзьями тоже попали бы в Кривичи»
Пообщаться с мальчишками нельзя — родители большинства из них против. О жизни детей в учреждении рассказал Анатолий Красневич.
— Воспитанники попадают к нам из разных семей, — знакомит с ребятами педагог-психолог. — Есть те, у кого родители управляющие банками, и те, кто только у нас впервые видит чистую постель, ест пять раз в день. Часто ребенок приезжает к нам — и у него шок. Почему? Представьте, его посадили в приемник-распределитель, привозят сюда, тут — КПП, он его проходит — а здесь ребята в футбол играют. И он такой: «Оба-на!».
Через день одному из мальчишек домой возвращаться, а он волнуется. Ему 18, он видит, там никому не нужен. А тут он учится, сыт, спокойно спит. Я как психолог читаю письма, которые пишут ребята. У многих из тех, кто собирается уходить, страх. Они боятся снова попасть в компанию, не знают, что их ждет.
— А какое письмо вас больше всего тронуло?
— Грустно бывает от другого, когда ребенок пишет маме, а в ответ ничего. А он подходит ко мне и спрашивает: «Есть что-нибудь?». А я: «Почту приносят после обеда». А после обеда я его отвлекаю, давай рисовать новое письмо. Хотя понимаю, все эти письма в «никуда».
Что в письмах? Разное. Одни просят дорогие кроссовки, другие радуются, что собачка щенят привела.
— Какие они ваши воспитанники?
— В первую очередь они подростки. Я иногда шучу, если бы в мою бытность были такие строгие законы, мы с друзьями тоже попали бы в Кривичи. У нас ведь как — три протокола за год, и человека к нам.
Был у нас мальчишка из Брестской области. Выпил пива, попался участковому — штраф. А потом ехал на мотоцикле, его остановила ГАИ. И понеслось — выпивший, езда без шлема, нет техосмотра… В общем, сразу семь протоколов за ночь.
А парень хороший, приехал к нам на восемь месяцев, а у него такая депрессия. Сидит, в окно смотрит. Мы с коллегами посоветовались, и заняли его на хоздворе. Он деревенский, у него получается, его хвалят. В конце срока говорю: «Так ты может останешься?» А он плечами пожимает, ему уже и интересно.
А вообще, воспитанники разные. Есть те, кто учится на «7», «8». Из кадетских классов ребята. И все у них вроде бы в порядке, но с компанией не повезло. Спросишь у такого, а ты почему здесь? Он: «Карма».
«Героем труда у нас пока еще никто не стал, зато в прошлом году четверо ребят сдали ЦТ»
— На какой срок дети попадают в училище?
— Не более двух лет либо до совершеннолетия. Случалось, воспитанник попал к нам, а через 15 дней ему исполнилось 18, и все — он свободен.
— Мальчишки за это время меняются?
— Перевоспитание — это педагогическая иллюзия. Если человек 16 лет жил в одной среде, а потом оказывается в другой, полностью он уже не изменится. Но поймет: можно и по-другому. Наша задача его верно направить. Когда только устроился сюда на работу, к нам приехал Ромка из Барановичей. Отец у него сидел, а он папу полностью копирует. Сам крепкий, неформальный авторитет. Побыл у нас, выводы сделал, закон больше не нарушает.
— Откуда вы знаете?
— Когда к нам дети из Барановичей приходят, спрашиваю: «Знаете такого Ромку?» Нет, отвечают, нет такого авторитета на районе. Значит, живет Ромка спокойной жизнью, работает, женился уже, наверное.
— Есть воспитанники, которыми гордитесь?
— Многие радуются: вот я работал с этим ребенком, и он стал успешным. У меня не так. Пусть даже этот парень простой строитель, таскает кирпичи, если он счастлив, я за него рад. Как-то я был в похожем училище в Могилеве. Заведению лет 20, а на доске почета всего пять фотографий воспитанников. Наше училище существует с 2008 года. Героев труда пока еще не вырастили, зато в прошлом году четверо ребят сдали ЦТ и поступили в колледжи.
— Серьезно?
— Да, они захотели, мы оформили нужные документы в КДН, а затем с соцпедагогами возили их на тестирование.
— И как сдали?
— Для колледжа хватило. Позже мы подали документы в суд, чтобы ребят досрочно освободили. Основания у них имелись: полсрока они уже пробыли, дисциплину не нарушали, учебный процесс осваивали нормально и учиться по конкурсу прошли. Есть воспитанники, за которых мы сами готовы ходатайствовать о досрочном освобождении. Например, Тарасик из Волковыска. Он украл велосипед, но мальчишка управляемый. Родители настроены позитивно.
«Денег нет, вы увозили, вы и привозите»
— Многие повторно возвращаются?
— Бывает, дети ведь тоже хитрить умеют. Вот был у нас хлопец, когда его осудили, ему в лицее два месяца оставалось доучиться — и все, специальность получил, можно работать. Мы с ним перед завершением срока разговариваем, он мне: «Я твердо решил снова подать заявление и учится». Я: «Зачем?» Он: «Так еще три года можно жить, получать стипендию». С такими тоже нужно работать, мотивировать их.
— Как?
— По-разному, можно и напугать, — не сдерживает улыбки собеседник.
— Родители часто навещают таких детей?
— Если нет нарушений, на каникулы (до двух недель) воспитанник может и сам поехать домой. А родители, как и дети, всякие встречаются. Бывает, взрослые приезжают, навещают. А потом ребенка досматривают, а у него сигареты, спички, запрещенные предметы. Если мальчишка домашний, когда заканчивается срок пребывания, его родители должны забрать. Мы заранее созваниваемся с мамой или отцом, а они: «Денег нет, вы увозили, вы и привозите». Но есть, конечно, и те, кто всеми силами борется за ребенка. Хотя я не считаю такую борьбу подвигом. Это нормальная реакция человека отстаивать своего близкого.