Могут ли живущие за границей белорусы отказаться от регистрации и не платить за ЖКУ как тунеядцы
В четверг правительство определило, за какие услуги тунеядцам придется рассчитываться по максимуму. При этом взимать полную оплату услуг ЖКХ с незанятых в экономике граждан будут по месту их регистрации. В интересной ситуации оказались белорусы, которые живут за границей. Многие из них все еще числятся в родительских квартирах, откуда не так просто выписаться. Остроты ситуации придает следующий факт: возможно, чтобы доказать «нетунеядство» нашим гражданам понадобится из-за рубежа специально прилететь домой. Проблему бы решила возможность сниматься с регистрации для тех, кто надолго уезжает в другую страну. TUT.BY узнал, как живущие за границей решают эту задачу сейчас.
«Посчитаю, если эта инициатива перекроет стоимость билетов, то прилечу»
Ранее Минтруда сообщало: к 1 декабря 2018 года в стране создадут базу данных не занятого в экономике населения. При этом те белорусы, которые живут, работают или учится за границей, к занятым в экономике не относятся. Тем, кто работает в другой стране, придется обратиться в районные комиссии, по месту регистрации. По идее условный белорус-программист из США должен явиться в в райисполком и рассказать комиссии, что именно он делает за океаном. По словам Андрея Лобовича, первого заместителя министра труда и соцзащиты, белорусы-«иностранцы» должны написать заявление и «подтвердить свой статус, что легально работают за границей». Тогда их вычеркнут из тунеядского списка. Вот только готовы ли белорусы ехать и лететь за сотни километров, чтобы кому-то что-то доказывать?
— Специально только ради этого я никуда не полечу, — говорит Екатерина. — Во-первых, это время, во-вторых, деньги.
С 2011-го девушка живет в Германии, работает бухгалтером, но зарегистрирована у родителей в Минске.
— Кроме меня в квартире зарегистрированы мама и тетя, — описывает свою ситуацию Екатерина. — До переезда в Германию я специально ходила в нотариальную контору, где мне прямым текстом сказали: какие законы будут в Беларуси, например, через 20 лет, если вдруг мои близкие умрут, никто не знает, и не факт, что, если я выпишусь, квартира по итогу достанется мне. Я решила не рисковать.
Менять гражданство Екатерина не планирует. Ответа на вопрос, как их семья будет разбираться с «максимальной» коммуналкой, у нее пока нет. Возможно, предполагает собеседница, лично идти в комиссию не придется, а достаточно будет прислать бумаги по электронной почте.
— В прошлом году, когда тунеядцам прилетали «письма счастья», мне тоже пришло, — вспоминает девушка. — Чтобы ничего не платить, достаточно было зайти на сайт налоговой своего района, написать письмо и прикрепить копию вида на жительство.
Анна Барабан, которая переехала в Испанию, оказалась в похожей ситуации. Полтора года назад она поступила в университет в Барселоне и сейчас учится в магистратуре. У девушки студенческий вид на жительство, но зарегистрирована она в Пинске у родителей.
— Когда уезжала, вопрос о том, чтобы выписаться, у меня не стоял, голова была забита другим, — вспоминает Анна. — Да и родители не настаивали. Они ведь и сейчас, получается, оплачивают мою часть коммуналки.
В 2019-м Аня заканчивает учебу, но в Беларусь возвращаться не планирует. О том, будет ли она выписываться из родительской квартиры, не думала. Говорит, когда приезжает на родину, наши пограничники всегда обращают внимание на регистрацию.
— Если понадобиться прилететь из Барселоны в Пинск и доказать, что вы не тунеядка, поедете?
— Пока, насколько я знаю, неизвестно, будут ли студентов считать тунеядцами, — отвечает девушка. — Что касается возможной поездки, то я посчитаю, если эта инициатива перекроет стоимость билетов, то прилечу. Если нет, то смысл в поездке теряется.
«Маме параілі выпісаць мене праз суд»
— У 2016 годзе мае бацькі, што жылі ў Наваполацку, вырашылі прадаць кватэру і з’ехаць у Маскву, — это уже рассказывает Вольга Ермалаева Франко, которая в 2012-м переехала в Бразилию. — Нам сказалі, для гэтага усім, хто там зарэгістраваны, патрэбна выпісацца і некуды зарэгістравацца. На заўвагу бацькоў, што жыллё ў Беларусі ім не патрэбна, ім адказалі: выпісацца ў нікуды па законе нельга.
В итоге, чтобы не затягивать процесс, Вольгины родители зарегистрировались у знакомых. Воле же предложили другой вариант.
— Калі з’язждаешь, і рэгістрацыя табе не патрэбна можна зрабіць пашпарт серыі РР (паспорт для постоянно проживающих заграницей граждан Беларуси. — Прим. TUT.BY), — рассказывает собеседница. — Але ў маім выпадку гэта было не вельмі добрай ідэяй. Па-першае, спатрэбілася б стаць на пастаянны ўлік у пасольства. Але я жыву ў Саўвадоры, а бліжэйшая да нас амбасада ў горадзе Бразіліа: гэта дзесьці як ад Беларусі да Германіі. Па-другое, калі пасля вяселля мяняла пашпарт, працэдура расцягнулася амаль год.
Тогда в паспортном столе Волиной маме подсказали еще один способ — выписать дочку через суд.
— Маме было не вельмі прыемна, але, як ёй патлумачылі, з дзецьмі, што жывуць у ЗША ці, напрыклад, Ізраілі, і хочуць выпісацца, але не могуць прыехаць, гэтак часта робяць, — продолжает собеседніца.
В заявлении в суд Вольга просила признать ее «утратившей право владения и пользования жилым помещением в мое отсутствие».
— Працэс расцягнуўся на некалькі месяцаў і праходзіў без мяне, — вспоминает девушка. — Адзінае, што ад мяне патрабавалася, — даслаць у суд ліст, маўляў, я не супраць, каб мяне выпісалі.
«По закону граждане Беларуси не могут быть нигде не зарегистрированными»
Ольга выписывалась в 2016-м. С просьбой пояснить, можно ли сейчас в Белаурси выписаться в «никуда» и как быть с регистрацией тем, кто переезжает за границу, TUT.BY обратился в пресс-службу ГУВД Мингорисполкома. В ведомстве попросили отправить официальный запрос в управление по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома. Так мы и поступили.
Не представляясь журналистами, мы позвонили с похожими вопросами в паспортные столы Минска. В ОГиМ Советского района нам сообщили выписаться в «никуда» человеку у нас нельзя.
— Почему?
— Потому что такой закон, — ответила специалист.
В ОГиМ Ленинского района порекомендовали сделать паспорт серии РР.
— При этом вы не теряете белорусского гражданства, но снимаетесь с регистрационного учета в Беларуси, — объяснила специалист.
— А если не делать паспорт?
— Тогда идите в суд. Основанием, чтобы вас сняли с регистрации, может быть, например, неуплата или то, что человек долго не проживает в квартире.
Екатерина Попова, юрист юридической компании «REVERA» пояснила: по закону граждане Беларуси не могут быть нигде не зарегистрированными. Сделать это нельзя даже технически: отмена старой регистрации происходит, только если человек регистрируется по новому адресу.
— Выписаться в «никуда» можно лишь при получении паспорт серии PP, — продолжает Екатерина. — Причем, выписка из квартиры — одно из условий получения такого документа. Однако, стоит помнить: если у вас нет права собственности на жилье, а отношения с родственниками напряженные, есть риск, что обратно вас уже не пропишут. Для многих это сдерживающий фактор.
— Может ли человек сняться в с регистрации, если он сообщит, что регистрируется за границей?
— Нет. Сначала человек подает документы на паспорт серии РР. Когда паспорт будет готов, обратившийся получит уведомление. С ним он может сняться с учета по месту жительства. И уже с подтверждением, что с учета он снялся, забрать паспорт.
Вопрос о том, будут ли каким-то образом меняться правила регистрации в связи с очередным Декретом по тунеядцам, мы задали и министру внутренних дел Игорю Шуневичу.
— Институт регистрации в любом случае будет существовать в той или иной форме. Пока он не будет меняться. Но если будут предполагаться какие-либо изменения, мы, конечно это сделаем. — ответил министр и заверил. — Те, кому надо, снимутся (с регистрации — Прим. TUT.BY) и уедут.