Пароль — «Я из Глуска», или Место встречи изменить… можно
Жизненные орбиты моих земляков, где бы они ни жили, прямо или косвенно вертятся вокруг местечка с коротким названием Глуск. Меня никогда не устраивала подобная половинчатость определения, та условная граница, где город и деревня как бы «сшибаются». Но ничего не поделаешь, таковы социальные нюансы маленького городка, нанесенного далеко не на каждую географическую карту.
Лондон, Париж и даже соседний Бобруйск — и больше, и красивее. Да и сами мы не настолько наивны, чтобы преувеличивать реальное значение Глуска. Однако у перечисленных городов по сравнению с «махоньким» нашим существенный недостаток: они не наши. Нам там нечего любить, не за что душевно зацепиться. Дома же о прошлом буквально кричит каждый уголок.
Скажем, всего около шестисот шагов вокруг малюсенького по сравнению с лондонским Гайд-парком сквера. Но если представитель моего поколения сделает эти шаги, то вспомнит очень многое. И школьную легкоатлетическую стометровку. И бойкий угловой «пятачок», где местечковые «пикейные жилеты» даже мировым проблемам давали провинциальный колорит. И дорожки для гулянья, где, как говорится, «товар» подавался лицом. И наполненные людьми пешеходные дорожки, шаги вокруг которых, как шаги вокруг судьбы. И огромный громкий динамик, из которого мы ждали футбольные репортажи остроумного спортивного комментатора Вадима Синявского. И волейбольные «междусобойчики» в той части парка, где сегодня иногда пестреют детские аттракционы.
Да мало ли что? Всего один объект — и такая концентрация воспоминаний. Причем у каждого своих. Именно из такого контрапункта исходили те, кто собрались в одной из столичных аудиторий, чтобы поговорить о малой родине. И такой ли уж малой? Дело ведь не в объеме, не в погектарной площади.
Конечно, фактов, событий, явлений гораздо меньше, чем в мегаполисе. Но именно в силу дефицита переживаются они и эмоциональнее, и острее. Приблизительно так думали все, кто пришел в этот необычный день на встречу земляков. Почему вдруг в Минске? А потому что их, наших земляков, там очень много. Что ж касается места встречи, то в отличие от популярного фильма изменить его можно. И мы изменили. Во-первых, в силу тех или иных объективных причин далеко не каждый может приехать в родную «пошехонию». Во-вторых, были в таком решении свои пикантность и оригинальность.
За праздничными(!) столами собрались академики, доктора и кандидаты наук, лауреаты различных премий, известные спортсмены, литераторы… Но не звания, не статус определяли градус диалога. Одинаково убедительны были доктор социологии Валентина Симхович-Мазолевская, лауреат премии Ленинского комсомола Александр Мартинович, почетный гражданин Глуска Анатолий Глаз, дочь поэта Татьяна Граховская, известный хирург-кардиолог Борис Тумилович, многое сделавшая для местечка лауреат Государственной премии архитектор Галина Левина, паралимпийский чемпион Юрий Голуб, финалисты конкурса «Семья года — 2017» Оксана и Дмитрий Сокол, доктор юридических наук Валерий Круглов, директор Глусской школы № 2 Светлана Лисица, академик Лидия Савик… Приветственный же адрес районного исполнительного комитета, подписанный его председателем Степаном Чечухой и озвученный начальником отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Натальей Гулевич, был встречен дружными аплодисментами. Ведь это были не просто слова, а весточка с родины, имеющая такой конкретный, специфический адресат.
А какие молодцы самодеятельные артисты! Если звучавшие слова были мыслью встречи, то песни Валентины и Марии Хлань, Натальи Аншиц, Дмитрия Сокола, Евгении Куделко — ее душой и нервом, свидетельством таланта тех, кто живет на глусской земле. Кстати говоря, гитарно-песенное слово паралимпийского чемпиона Юрия Голуба тоже оказалось блестящим. Вот уж удивил так удивил! Как, впрочем, и группа юных глусчан-таэквондистов.
Словом, пусть Париж гордится Эйфелевой башней, Барселона с придыханием вещает миру об архитектурных творениях Гауди. Мы же оставим за собой право дорожить тем, что близко и понятно нам, кто родился в деревнях, поселках, небольших городках.
Ведь если тебя родила не знаменитая Софи Лорен, такая яркая, броская, имиджевая, то почему ты должен любить ее больше, чем свою мать?.. Разве кто-то станет бережнее, ласковее, чем она, оберегать тебя? Трогательно петь песню над колыбелью? Нежно вести за руку в детский сад? Чуть ли не терять голову от каждой твоей болячки? Гордиться даже самым маленьким твоим успехом? Всё тут слишком очевидно, чтобы излишне долго убеждать в этом и себя, и других. У «малой» родины по сути нет размера, регалий. Она всегда огромна и всеобъемлюща, с первого мгновения является началом всех начал.
Наконец, у каждого действа есть свои инициаторы, организаторы. Один из них — уже названная Светлана Лисица, и ей хочется сказать особое спасибо. За понимание уровня события(!), за активное участие в нем. И она, и другие исходили из общей важной предпосылки. Не может быть бедной земля, родившая таких представителей, как художник-график XVIII столетия Александр Тарасевич, один из основателей белорусской басни Альгерд Абухович, заслуженный врач БССР Александр Семёнов, детская поэтесса Ядвига Машинская-Гельтман, один из ярких представителей начала национальной кинематографии Янка Бобрик, основатель Бобруйского краеведческого музея Цадик Савин, художники Слава Захаринский и Владимир Довшевич, народный артист, композитор Валерий Иванов, народный артист республики, актер Тимофей Сергейчик, заслуженная артистка РСФСР Зоя Белая, заслуженный врач БССР, крупный ученый в области онкологической хирургии Николай Бобрик, изобретатель Николай Пигулевский, именуемый в стране белорусским кулибиным… Вот так сразу всех и не перечислишь.
Будь моя воля, а тем более возможность, поименно перечислил бы всех глусчан. И только лишь потому, что они — мои земляки. Во всяком случае, на встрече, о коей речь, каждый ее участник получил микрофон и сумел хоть пару слов сказать о себе, о своих делах, о той точке жизненного графика, в которой находится. И в этом была особая демократичность.
Наум САНДОМИРСКИЙ
Фото Фёдора ХЛАНЯ