Мужество и дело чести
Ликвидировать последствия взрыва на Чернобыльской АЭС призывали людей со всего Советского Союза.
Получил такую повестку в июне 1986 года и Владимир Гордеенко. Он с семьей тогда жил в Эстонии. Судьба забросила уроженца Беляевки в Таллин. «В военкомате передо мной стоял парень, который сказал, что у него свадьба в субботу и попросился не ехать в Чернобыль, – вспоминает ликвидатор. – Ему отдали военный билет и отправили обратно. У меня дома оставались жена и две дочери»…
На полгода молодой мужчина оказался в так называемой 10-километровой зоне. Там была жара, коричневый лес, потемневший от радиационной пыли. Все это время водитель занимался перевозками. За КамАЗом было закреплено два шофера, поэтому работа шла посменно. Отработав 12 часов, Владимир шел отсыпаться, передавая руль напарнику. Кстати, пытался недавно его найти, но только получил письмо от родственников, мол, нужно было раньше. Всего в прибалтийском батальоне насчитывалось 500 человек. Кроме того, были в зоне и татары, и таджики, и азербайджанцы… Как сложились их судьбы, можно только догадываться. В то время каждый выполнял поставленные задачи, чтобы справиться с последствиями взрыва.
«Жили в палаточном городке, – рассказывает Владимир Яковлевич. – Чтобы поменьше облучаться, нужно было переодеваться три раза в день. Перед завтраком, обедом и ужином шли в душ и получали новые вещи. Каждый носил накопитель. У меня за все время он показывал чуть больше 19 рентген».
Вокруг станции вырыли глубокую траншею. Чтобы радиация не попадала в грунтовые воды, яму заполняли песком и глиной. Сколько тонн было туда засыпано, неизвестно. Отправляли технику также на обустройство огромных могильников, в которых захоранивали загрязненные радиацией вещи. Жуткие картины опустевшего города невозможно забыть. Преследовали головные боли, ощущения непонятного привкуса во рту, к концу работы валила с ног усталость. Поддержать ликвидаторов приезжали Алла Пугачева и другие звезды эстрады. Правда, ни на один концерт Владимиру Яковлевичу так попасть и не удалось – был на смене. «Не хочется долго вспоминать – все переворачивается внутри, – делится наболевшим собеседник. – Я плакал, когда видел пустые дома, фотографии на стенах». Горевали и хозяева, оставившие родные стены, их тоска витала в воздухе.
В декабре 1986-го наш земляк уехал из Чернобыля. Он в числе многих других старался не допустить распространения радиации, был отмечен наградами. Одним словом, выполнял дело чести, рискуя своим здоровьем. После развала Советского Союза Владимир Яковлевич переехал на малую родину, трудился в РЭСе и леспромхозе. Бывалый водитель всегда добросовестно выполнял свою работу, а сейчас не забывает сельские хлопоты. Несмотря на то, что перенес инсульт, он продолжает трудиться на земле. В эти весенние дни семья торопится из райцентра в Беляевку. Отцовская деревня тоже заметно изменилась за последние 30 лет. Разъехались по разным городам сельчане, на улицах уже не так оживленно, как раньше. Последствия взрыва на ЧАЭС затронули миллионы судеб.
Лидия ХОРОШИЛОВА .