По ту сторону включателя, или Как в наши дома приходит электричество

Источник материала:  

По ту сторону включателя, или Как в наши дома приходит электричество

Утром мы щелкаем кнопкой электрочайника, чтобы получить кипяток для кофе, запускаем микроволновку, чтобы разогреть завтрак, а вечером включаем телевизор… Все эти и еще многие другие вещи происходят благодаря электричеству. Но чтобы оно приходило в наши дома, задействовано немало людей. В Глусском районе электроэнергией «повелевают» работники Глусского района электросетей. В сегодняшнем интервью на наши вопросы отвечает заместитель начальника Глусского РЭС Юрий БУЧЕНЬ.


По ту сторону включателя, или Как в наши дома приходит электричество

— В РУП «Могилёвэнерго» входят филиалы по всей области, в том числе Бобруйские электрические сети (БЭС). В свою очередь эти филиалы делятся на районы электрических сетей (РЭС). БЭС включает, кроме прочих, Глусский район электросетей, который возглавляет Сергей Михайлович Козлов. К «Могилёвэнерго» относится также энергонадзор, в Бобруйске находится межрайонная инспекция энергонадзора, в которую входит Глусская районная инспекция энергонадзора. Задачи перед всеми этими службами ставятся общие, но каждый выполняет их по своим направлениям деятельности.

— Чем же занимается Глусский район электросетей?

— Структуру подачи электроэнергии можно рассмотреть как организм человека.  Условно говоря, есть основные жизненно важные артерии — это линии 110 тысяч вольт, или 110 киловольт (110 кВ), по ним  мы получаем электроэнергию из Бобруйска, с подстанции Мирадино, одной из самых больших в республике, на наши подстанции по 110 кВ, таких у нас в районе шесть: в Глуске, Бабирово, Кировском, Барбарово, Заелице и Славковичах. На этих подстанциях электроэнергия преобразуется и идет по линиям 10 кВ к трансформаторным подстанциям (ТП). Там снова происходит преобразование электроэнергии — уже в 0,4 кВ, или в 400 В, а потом только электричество поступает к потребителю. Причем тут тоже разветвление: потребители, которые «питаются» по сети 380 В (пилорама, станки, печи на хлебозаводе и так далее), и  бытовые потребители — по сети 220 В.  Видите, сколько ступеней прошло, прежде чем у нас загорелась лампочка или заработал компьютер?

— И за всё это отвечает Глусский РЭС?

— Именно так. В наши обязанности, во-первых, входит оперативное обслуживание подстанций. Действует круглосуточная диспетчерская служба, есть оперативные выездные бригады, которые находятся в постоянной боевой готовности.  В диспетчерскую поступают самые разные сообщения: где-то свет пропал, провод лежит, кто-то заметил искрение на подстанции… Аварийная бригада действует как скорая помощь, то есть работники (а их в бригаде два человека) выезжают, анализируют и решают, могут ли устранить проблему своими силами, или необходимо сейчас же вызывать специальную бригаду, которая дежурит на дому, или можно оставить на дневное время. К примеру, ветка упала на провода — аварийная бригада приехала, ветку скинула. А если ветка упала и оборвала провода, то они сами исправить не могут, сообщают диспетчеру, и утром туда отправляется штатная бригада.

— Но аварийные ситуации бывают ведь не постоянно?

— Да, но есть немало другой работы, она ведется постоянно, ведь день-два не сделай запланированное — и всё нарастет, как снежный ком. Если рассматривать наш Глусский РЭС как организм, то он 1970—1980-х годов рождения, потому что практически всё здесь вводилось где-то в середине семидесятых годов прошлого века. Чтобы этот организм нормально существовал, необходимо постоянно его поддерживать, делать профилактику. Этим у нас занимаются ремонтные бригады. Сразу оговорюсь, что ремонтом подстанций 110 кВ занимается специальная служба подстанций, она находится в Бобруйске и обслуживает несколько районов. У нас же одна бригада работает по линии 10 кВ, вторая обслуживает линии 0,4 кВ и кабельные линии, еще одна — трансформаторные подстанции.

Кажется, Глуск небольшой, а кабельных линий (те, что в земле) только по Глуску — 51 километр. Вообще, если говорить о нашем «хозяйстве» в цифрах, то вот они: в Глусском районе воздушных линий 10 кВ — 532 км, кабельных линий 10 кВ — 32 км; воздушных линий 0,4 кВ — 474 км, кабельных линий 0,4 кВ — 38 км; трансформаторных подстанций 10 кВ/0,4 кВ — 308 плюс шесть больших подстанций 110 кВ. И всё это нужно обслужить, за всем присмотреть.


По ту сторону включателя, или Как в наши дома приходит электричество

А что такое ремонт, например, трансформаторной подстанции? Это значит заменить автоматы, предохранители, рубильники, почистить шины, поджать контакты, долить трансформаторное масло и еще много чего именно с технической стороны плюс поменять или обновить кровлю, покрасить двери, залить отмостку… Сначала — осмотр, выясняется, что именно нужно сделать, затем заказывается материал, и потом бригада, уже полностью оснащенная, едет и ремонтирует. Причем всё нужно делать качественно, но быстро, ведь нельзя надолго оставлять население без электричества.

— Наверное, много аварий происходит на линиях электропередачи, которые находятся в лесу?

— Чем Глусский район сложен — тем, что у нас 120 километров линий 10 кВ идет по лесным массивам, это самый сложный участок. Когда случается сильный ветер или снегопад, деревья падают и обрывают провода. Что мы делаем, чтобы свести к минимуму количество аварий? Во-первых, есть охранная зона, то есть с двух сторон от линии электропередачи вырубаются деревья, для ЛЭП 10 кВ это 10 метров. На большем расстоянии вырубить не имеем права: не позволяет природоохранное законодательство. Но есть ведь деревья очень высокие, которые, падая, всё равно могут достать до проводов. Так вот руководство «Могилёвэнерго» уделяет особое внимание тому, чтобы по всем лесным массивам сейчас заменять неизолированные линии, которые ставились в прежние годы, на изолированные. Даже если дерево упадет на такой провод, замыкания не произойдет, плюс там еще есть приспособления, которые не дают проводу порваться, он просто прогибается. Раньше как было? Дерево упало — провод порвался, замыкание, люди остаются без света. Они звонят в диспетчерскую, мы приезжаем, пока нашли место порыва, пока устранили — люди всё это время без света. А сейчас получается, что дерево лежит на проводах, а электричество у потребителя есть. Мы организуем все необходимые работы, дерево это спиливается, ветки убираем, а люди при этом практически не страдают.

— Но ведь и в жилой зоне есть высокие деревья?

— Конечно. Человек ведь не всегда думает о последствиях. Посадили вишенку возле двора или даже в огороде у себя, а рядом идут опоры с электрическими проводами. Вишенка растет, врастает в провода, путает их, замыкает… По правилам от крайнего провода линии 0,4 кВ положено отступать 2 метра. Но ведь дерево, если имеет большую крону, разрастется и шире двух метров, это нужно тоже учитывать. Возьмите наши деревни: сплошь и рядом липы, березки рядом с проводами, ветер налетел — провода оборвало, человек оказывается без света. А когда сажали деревце, об этом не думали. Мы, энергетики, не против деревьев, мы за разумный подход.

— А в какую службу звонить, если что-то произошло?

— Район электросетей отвечает за выработку, трансформацию и доставку электроэнергии потребителю, то есть за внешнее электроснабжение. Сначала скажу о бытовых потребителях — жителях частных домов. Граница нашей ответственности здесь проходит на изоляторах ввода (на внешней стене или на трубостойке), всё, что дальше, и внутренняя электропроводка дома — это ответственность хозяина. Поэтому, когда нам иногда звонят и жалуются, что пропал свет, мы отвечаем: если на всей улице электричество есть и только в вашем доме нет — надо разбираться в доме. Проверьте, может, выбило автоматы, может, перегорели предохранители в пробках. Бывают, конечно, ситуации разные, если звонит человек пожилой или еще что, мы выезжаем и смотрим. Но вообще в таких случаях нужно обращаться в сертифицированную организацию, у нас в районе это «Жилкомхоз». Перегорели у вас розетки, или выключатели, или лампочка, или пробки, или место, куда они вкручиваются, — эти работы электросети не выполняют.

Если речь идет о многоквартирном жилом доме, то электросети также ответственны за внешнее электроснабжение, то есть наши кабели подходят к вводным устройствам, всё остальное — зона «Жилкомхоза» и самих потребителей. (Хотя, например, по улице Кирова дома 91, 91а, 95, 93, кабельные линии и даже трансформаторная подстанция у них во дворе находятся на балансе РАПТС, а не электросетей.) При этом «Жилкомхоз» несет ответственность за снабжение электроэнергией поквартирных счетчиков, то есть за те провода, что по этажам идут до счетчика, а за работу самого счетчика отвечаем мы — служба энергосбыта. А вот нагрузочные автоматы, которые идут в квартиру, и проводка в квартире — это зона ответственности потребителя. Конечно, самому, если что-то происходит, в провода лезть не нужно, а нужно обращаться в «Жилкомхоз», их специалисты на платной основе всё исправят.

— А кто имеет право проверять электросчетчик?

— Это как раз служба энергосбыта, которая тоже входит в Глусский РЭС. Работает там 14 человек. Это контролер, который принимает бытовых абонентов в одном окне, контролеры, которые выдают задания линейным контролерам, и линейные контролеры — они ходят по домам, сверяют показания приборов учета (то есть счетчиков), проверяют оплату. Есть электромонтеры, они занимаются обслуживанием, проверкой, плановой заменой, пломбированием приборов учета.

Например, ситуация: человек хочет заменить в доме электропроводку. Он приходит к нам, пишет заявление, обязательно указывает, за сколько времени планирует выполнить работу, и получает разрешение на снятие пломбы с электросчетчика. Когда указанный срок выходит, наши электромонтеры едут и пломбируют прибор учета. Это я частный пример привожу, но вариантов много. Что-либо делать со счетчиком мы разрешаем только после того, как есть заявление.

Потому что электросчетчик — это коммерческий учет потребления электроэнергии, это как в магазине весы, которые определяют, сколько вы потребили нашего товара. И эти весы должны быть проверены и опломбированы. А если кто-то решит что-то схимичить и эту пломбу нарушить или подкрутить что-то в этих «весах», мы таких нарушителей выявляем и составляем акты, а потом человек платит штраф. Штрафы немаленькие, потому что в таких случаях расчет идет не по подсоединенной мощности, а по присоединенному кабелю или проводу. Раньше было так: в доме две розетки и три лампочки, по их мощности рассчитывался штраф. Теперь так: идет к дому провод 16 квадратов, мы их и используем при расчете. И получается, что по фактическому потреблению у человека 100 киловатт, а по сечению провода — 500. Штрафы огромные, поэтому никому не советую лазить в счетчик, чтобы что-то себе выгадать.

— Счетчики ведь через какое-то время нужно менять?

— Да, это тоже делают наши электромонтеры. Приборы учета  имеют свой срок службы, поэтому мы их периодически снимаем и отправляем в Могилёв, в центр стандартизации, метрологии и сертификации. Там в лаборатории счетчики разбирают, прочищают, проверяют, потом устанавливают на специальный стенд, и госконтроль проверяет, правильно ли они работают. Если всё в порядке, представитель госконтроля ставит пломбу — это допуск к эксплуатации. Счетчики возвращают нам, и мы снова их устанавливаем потребителям. В основном в домах бытовых потребителей стоят индукционные счетчики, их мы меняем раз в восемь лет. Сейчас у нас на обслуживании находится 9 200 счетчиков у бытовых абонентов и 1 100 — у юрлиц.

— Но, слышала, сейчас вы ставите какие-то очень хитрые счетчики, которые чуть ли не сами берут у абонента оплату.

— Это преувеличение, но доля правды тут имеется. Дело в том, что есть индукционные приборы учета, а есть электронные. Так вот Глуск попал под программу установки электронных приборов учета системы АСКУЭ (автоматизированная система контроля учета электроэнергии).

В чем ее смысл? Сейчас, чтобы узнать, сколько вы нажгли киловатт-часов, мы должны к вам прийти и зафиксировать показания на счетчике. Без этого мы видим показания только по вашей оплате да еще можем высчитать ваше среднесуточное потребление, основываясь на цифрах предыдущего и нынешнего посещений. И вот ситуация: человек потребляет, условно, 120 киловатт, а платит только за 60. И мы видим, что вы платите 60, хотя ваше среднемесячное потребление — 120 киловатт. Тогда к вам направляется контролер, обнаруживает, что действительно есть недоплата, и выписывает предписание оплатить в течение 5 дней. Недоплата бывает даже не от того, что человек хочет схитрить. Часто можно наблюдать картину на почте или в банке: человек оплатил кредиты, коммунальные, ну а оставшимися деньгами — свет. То есть он даже не смотрел на счетчик, а потом удивляется, откуда у него недоплата.

Когда полностью заработает система АСКУЭ, мы будем видеть реальную картину, сколько фактически потребили люди. У потребителей мы ставим электронные счетчики, а на подстанцию — прибор головного учета. Например, ТП-22 запитывает часть «семи ветров», 480 квартир. По головному счетчику, к примеру, у нас «ушло» в эти квартиры 500 киловатт, и счетчики по АСКУЭ тоже должны показать 500. Если они вдруг покажут 450 киловатт, значит, кто-то из жильцов этих домов, этих 480 квартир, ворует электроэнергию. Согласитесь, что гораздо проще найти вора не наугад, а когда точно знаешь, в каком секторе его искать. Система АСКУЭ дает такую возможность. Установкой новых счетчиков мы плотно начали заниматься с января этого года, в первом полугодии должны поставить 3,5 тысячи счетчиков. Такие же приборы учета ставим и юридическим лицам.

Конечно, большинство людей добросовестно относится к платежам, но есть и те, кто хочет обхитрить, обмануть. Но, говорят, сколько веревочке ни виться, всё равно конец будет, и мы всё равно таких хитрых рано или поздно выявляем.

— А какие еще методы борьбы с недобросовестными плательщиками?

— Какое-то время назад мы начали устанавливать выносные шкафы учета, то есть они находятся на улице, контролеру не надо заходить в дом. Кроме Глуска, выносные шкафы учета установили в некоторых деревнях (Заволочицы, Застенок Устерхи, Старое Село), когда модернизировали там линию 0,4 кВ. А вообще выносные шкафы учета ставятся по такому алгоритму: обязательно тем абонентам, кто был уличен в использовании электроэнергии мимо счетчика или кого мы в этом подозреваем; тем, кого трудно застать дома (проживающие непостоянно, жильцы новостроек — как правило, это работающие люди, в буднее время их дома не бывает); тем, кто принципиально не пускает контролеров, ругается, мол, «ходють тут и ходють, топчуть, грязь носють»…

— Еще вы ходите в рейды?

— И такое тоже есть. Если мы проанализировали какой-то сектор и поняли, что киловатт-часы не сходятся, организуем рейды. Приходим в дома, квартиры, представляемся, объясняем, называем свою цель. Затем с разрешения хозяев смотрим электропроводку, проверяем специальными приборами, чтобы всё шло через счетчик. Кстати, иногда бывает и так, что человек звонит и жалуется, мол, что-то много его счетчик мотает, у соседей при всех равных условиях — в два раза меньше. Выезжаем и к нему, и к соседям, оказывается, что у звонившего как раз всё в порядке, а вот соседи со счетчиком химичат.

— Но ведь может быть действительно неисправный прибор учета? И насчитает человеку миллионы…

— Бывают и такие обращения: мол, мы выключили свет и все приборы, а счетчик всё равно крутится. Первый совет: проверяя, обязательно нужно отключить пробки. Счетчик — это как машина, мы нажали на тормоза — она ведь сразу не остановилась, есть определенный тормозной путь. Выключили пробки, счетчик оборот сделал и остановился — значит, никакого самохода нет. Если не остановился, а крутит и крутит — звоните нам. Мы приезжаем (в тот же день, максимум на следующий), засекаем на секундомере, сколько кругов счетчик сделал за минуту, то есть считаем его самоход, если проблема есть — устраняем ее. Даже если мы приедем не в тот же день, особо переживать не стоит, на большие деньги счетчик вас не «кинет». Чтобы накрутить один киловатт-час, ему, в зависимости от модификации, надо сделать 1 280 или 600 оборотов.

— И последний вопрос. Что вы считаете нужным сказать нашим читателям, а вашим потребителям в контексте сегодняшнего разговора?

— Тут хотелось бы вот что сказать. Человек пришел в магазин, заплатил — забрал товар. Электросети тоже предоставляют товар, при этом человек им пользуется месяц и только после этого оплачивает. Бывает, люди не платят, а когда им отключают свет, возмущаются: мол, у меня не было денег. Значит, надо просчитывать свои расходы и доходы, экономить, чтобы горела одна лампочка, а не три, работал один холодильник, а не два. Ведь электроэнергия — это товар, электросети вам его предоставили, вы им попользовались — вы обязаны его оплатить. Напомню, что по закону, если человек не оплатил два расчетных периода, то есть два месяца, — ему выдается предписание погасить задолженность в течение 5 дней. В противном случае отключается электроснабжение и готовятся документы в суд. По итогам 2017 года у нас в районе было 53 таких неплательщика.

Поэтому хотел бы обратиться к нашим потребителям: пожалуйста, платите вовремя, платите по счетчику!

 Подготовила Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ

Фото Сергея РУДИНСКОГО

←Накануне Праздника Труда «Авангард» встретился с председателем районного объединения профсоюзов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика