За 10 дней выставки «Арт-комбинаты» Белорусский союз художников распродал целый автобус глиняных горшков, рушников и другой сувенирной продукции. Количество потенциальных деловых контактов еще подсчитывают — заинтересованные в сотрудничестве зарубежные партнеры также есть. Наглядная реклама возможностей белорусских мастеров принесла ожидаемые плоды. И одновременно обнаружила столько проблем, что решать их надлежит как можно скорее. Конкретный план модернизации комбината декоративно-прикладного искусства имени Кищенко в Борисове должны разработать в ближайшее время. К осени в Минске появится еще одна новая галерея, а увидеть, как отливаются скульптуры, создаются витражи и гобелены, скоро можно будет с обычной экскурсией. И тогда любой сможет убедиться, что мастера наших арт–комбинатов большие труженики и уникальные специалисты.
Взять Борисов. Нестандартные идеи значительного числа советских художников воплощались именно здесь, не просто ж так в городе отгрохали предприятие подобного размаха. Едва ли где–то еще могли создать такую шпалеру, как «Гобелен века» Александра Кищенко, признанный самым большим в мире. Мирский, Несвижский замки, Дворец Республики и другие знаковые для Беларуси сооружения украшали также борисовские профессионалы. Думать о своем развитии им было некогда и, казалось, особенно незачем, когда столько больших заказов – только успевай справляться. Но сегодня комбинат использует лишь половину своих мощностей и существует скорее по инерции.
– Чтобы сохранить традицию, старую школу, уникальное ручное производство, комбинатам нельзя двигаться дальше по старым советским рельсам, необходимо встраиваться в современную экономическую ситуацию, – рассуждает куратор выставки «Арт-комбинаты» и заместитель председателя Белорусского союза художников Глеб Отчик, – смотреть, что пользуется спросом, импортируется в нашу страну. Да вот хотя бы экстерьерные горшки из Литвы – у нас их не делают. А ведь способны.
Что конкретно нужно делать и в какую сторону меняться, в дни выставки обсудили на трех «круглых столах» – отдельно для каждого предприятия. Следующий шаг – решить, как именно это осуществлять. Художники, дизайнеры, архитекторы вместе с мастерами арт-комбинатов разработают план обновления, к реализации которого приступят немедленно. Начнут с Борисова – там проблем накопилось больше других.