"Нарастало эмоциональное напряжение". Директора предприятия Минскзеленстроя судят за убийство жены
Суд Фрунзенского района Минска разбирает дело бывшего директора предприятия «Бровки Минскзеленстроя», которое занимается выращиванием посадочного материала и семян газонных трав. По данным гособвинителя, в конце декабря 2017-го Андрей М. убил свою жену Ирину — директора одного из магазинов «Мегатоп». Вместе супруги прожили 23 года. В тот вечер муж нанес Ирине «не более 16 ударов», восемь из них — по голове.
Андрея М. обвиняют по ч.1 ст. 139 УК РБ — «Умышленное противоправное лишение жизни другого человека (убийство)». Максимальное наказание по статье — до 15 лет лишения свободы. Потерпевших по делу трое — дочь Ирины и Андрея, мать погибшей и сестра. Вину обвиняемый признал частично.
Трагедия случилась 25 декабря. В тот день на даче Андрей М. отмечал день рождения своего знакомого.
— В судебном заседании обвиняемый пояснил: когда он вернулся домой, Ирина была в квартире, — восстанавливает хронику событий Оксана Сакович, старший помощник прокурора Фрунзенского района Минска. — Из всех событий мужчина помнит, что между ним и женой возник конфликт, от супруги звучали какие-то обвинения, а дальше — провал в памяти.
Затем, продолжает гособвинитель, Андрей М. рассказывает, как увидел супругу, которая лежала без сознания. Он пытался привести ее в чувства, позвонил в скорую, оказал первую помощь. Мужчина сообщил: умысла убивать Ирину у него не было.
— Однако, когда его допрашивали в качестве подозреваемого, он указывал, что [в тот вечер] бил жену кулаком левой руки, — продолжает гособвинитель. — Удары приходились по лицу и голове.
Поясняя эти расхождения, обвиняемый сообщил: увидев после трагедии повреждения на левой руке, он пытался смоделировать произошедшее.
— Полагаю, показания, которые обвиняемый дает в суде, якобы ссылаясь на провал в памяти, избраны им с целью защиты, — отмечает Оксана Сакович.
«На вопрос о синяках сестра отмахивалась — случайность»
Мама никогда не жаловалась, что папа ее бьет, рассказала во время заседаний дочь Ирины и Андрея. Однако, по ее словам, инициатором практически всех ссор был отец. Почти полгода родители не разговаривали.
— Ирина не рассказывала дочери, что у нее есть другой мужчина, — говорит гособвинитель. — Какой-либо ревности со стороны отца к матери девушка не замечала. Скорее, мама переживала, что папа был к ней безразличен.
— Я замечала синяки у Иры на предплечьях. На вопрос, откуда это, сестра отмахивалась — случайность, — рассказывает сестра погибшей Наталья. — Андрей подавлял Иру. Когда ее назначили директором магазина, он ее не поддерживал. Говорил, она должна была оставаться товароведом.
Близкие Андрея рассказывают: семья у них с Ириной выглядела благополучной.
По версии гособвинителя, 25 декабря супруги высказали другу другу весь накопившийся между ними негатив.
— О том, что у обвиняемого был умысел, пусть даже косвенный на убийство, свидетельствует большое количество ударов, — делает вывод Оксана Сакович. — При этом, как пояснил эксперт, при нанесении ударов прикладывалась значительная сила.
Старший помощник прокурора указывает, что во время трагедии Андрей М. «находился в состоянии алкогольного опьянения», и просит для него 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в условиях усиленного режима.
«Я не помню происходящее и не осознавал себя»
Защитник обвиняемого с этим не согласен. По версии адвоката, вина Андрея М. не доказана: органами предварительного следствия не установлен механизм причинения повреждения и предмет, которым это было сделано.
— Он не отрицает, что во время ссоры мог ударить жену, поскольку она его оскорбила, однако умысла на убийство он никогда не преследовал. […] Данные доводы Андрея, — заявил адвокат, — в судебном заседании не опровергнуты. […] Ситуация возникла на фоне постепенного нарастания у моего подзащитного эмоционального напряжения. Накопление негативных переживаний обусловлено конфликтами с супругой и его подозрениями в неверности последний.
Защитник просит переквалифицировать действия Андрея по ч 3. ст. 147 УК РБ — «Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего».
Срок лишения свободы по этой статье от 5 до 15 лет. Адвокат просит назначить Андрею минимальное наказание.
— Высокий суд, родные, дочь, простите меня, — сказал Андрей в последнем слове. — У меня не было умысла убивать. Я не помню происходящее, и не осознавал себя. Мало того, в день трагедии с моего письменного согласия было проведено исследование на полиграфе, но в деле его не оказалось. Мне бесконечно жаль Иру, она хороший, добрый человек. Я хотел нормальной, спокойной семейной жизни, а получилась катастрофа. Я раскаиваюсь, прошу прощения, готов понести наказание.