Женщина, выигравшая суд по домашним родам: пришлось уехать из-за угроз, подписку о невыезде нарушила
Уроженка Орши, жительница Санкт-Петербурга Ольга Степанова, которую 25 января Витебский областной суд признал невиновной в причинении по неосторожности смерти своей дочери, умершей после домашних родов, рассказала TUT.BY, чем отличался этот процесс от первого и на что она потратит компенсацию за 4 месяца в СИЗО — в случае, если ее получит.
— Что именно удалось доказать вашему адвокату на втором процессе, что вас оправдали?
— Мой адвокат Надежда Бирюкова ничего дополнительно не доказывала, насколько мне известно. Судебный процесс был идентичным предыдущему. Даже показания свидетелей — те же. Разница — в оценке собранных доказательств.
— Вы уже определили сумму компенсации от государства, которая вас удовлетворит?
— Я еще не думала об этом. В любом случае, компенсацию за время, проведенное в СИЗО, потрачу на благотворительность. Моральный вред, скорее всего, оценю в символическую сумму.
— По решению суда вы находились под подпиской о невыезде. Но тем не менее уехали в Санкт-Петербург. Почему?
— В Беларуси я жила до конца октября 2017 года. Решила уехать из-за начавшихся угроз после публикации открытого обращения к президенту Беларуси и официального отказа в его рассмотрении, которое получила от Администрации главы государства.
Проконсультировавшись с юристами, поняла, что законодательно возможно вести это дело дистанционно. И мы с мужем приняли решение покинуть Беларусь. Нарушать подписку было не страшно: у меня двойное гражданство, а Россия не выдает своих граждан другим государствам. Да и приезжать в Беларусь мне теперь не нужно: маму я забрала из Витебска к себе в Петербург, тем более что она давно хотела переехать.
— Чем вы занимаетесь теперь в Санкт-Петербурге? Как складываются отношения в семье?
— Стали крепче и теплее. Пройдя через весь этот ад, каждый из нас осознал, что возможности быть рядом с любимыми людьми может в любой момент не быть. Мы все стали ближе, терпимее друг к другу.
Муж больше не пропадает сутками на работе, много времени проводит со мной и ребенком. Я стала менее категоричной в суждениях. Мне стало безразлично, что моя дочка выбилась из методики раннего развития, а еще год назад восприняла бы это как катастрофу. Гораздо важнее ее смех!
После СИЗО я научилась получать удовольствие от элементарных вещей: прогулок на свежем воздухе, принятия душа, вкусного ужина, красивых вещей. Больше не жертвую сегодняшним днем ради «завтра»: знаю, что завтра может не быть. Слышала о том, что страдания закаляют характер, и если это так, то мой — закален в полной мере.
Справка TUT.BY
Суд над Ольгой Степановой стал первым в истории Беларуси, когда за решеткой оказалась роженица, потерявшая ребенка. В феврале 2017 года будущая мама приехала из Санкт-Петербурга в Витебск, где прописана, и в квартире матери родила малышку. Хотя врачи ее предупреждали: при домашних родах высока вероятность потери ребенка, предлагали госпитализацию, но Ольга отказалась. Первую дочь женщина тоже рожала в домашних условиях — успешно, родилась здоровая девочка. В этот раз все закончилось арестом и изолятором временного содержания.
После родов ребенок стал синеть, не кричал, мама роженицы вызвала скорую и уже в больнице врачи констатировали смерть малышки. Экспертиза не обнаружила у женщины какого-либо болезненного состояния психики. По мнению экспертов и следствия, она могла сознавать опасность своих действий.
Эта история вызвала общественный резонанс, когда стало известно, что после похорон новорожденной на Ольгу надели наручники и предъявили обвинение по ч. 1 ст. 144 УК «Причинение смерти по неосторожности». Многие задавались вопросом, почему женщину поместили за решетку? Следствие ответило — женщина могла скрыться и сбежать из страны.
30 августа 2017 года Ольга предстала перед судом. Приговор — виновна, но свободна. Суд Железнодорожного района Витебска приговорил женщину к 6 месяцам лишения свободы в колонии-поселении и освободил в зале суда. Ольга находилась под подпиской о невыезде.
Через 2 месяца, в ноябре 2017-го, областной суд рассмотрел апелляцию и отменил приговор, направив дело на новое расмотрение. 25 января Витебский областной суд признал Степанову невиновной в причинении по неосторожности смерти своей дочери.