Владельцы элитного микрорайона в Новолукомле 3 года пишут жалобы на дороги
За 3 года в различные инстанции из Новолукомля ушло около десятка коллективных петиций. Пороги служебных кабинетов обивают не жители состарившихся хрущевок, а хозяева комфортных коттеджей в новом микрорайоне. Чем недовольны жильцы и какой правды ищут? В ситуации разбиралась журналист «СБ Беларусь Сегодня».
Строили-то сами
Новый микрорайон находится метрах в 700 от бывшей границы города. Трудно сказать, что территорию под эту застройку выбрали удачно. Куда интереснее смотрелся бы этот жилой квартал рядом с жемчужиной края — Лукомльским озером.
Но сегодня рассуждать о дальновидности архитекторов и застройщиков поздно — квартал на болотистом участке стали застраивать еще в начале 1990-х. Причем гаражи, возле которых идет дорога к поселку, здесь появились намного раньше его самого. Но именно отсюда и начинают считать сегодня свои проблемы частники.
Главный инициатор вызова журналиста — пенсионер Владимир Сазонов, считает, что проезд у гаражей не соответствует нормам сразу по нескольким причинам. Проезжая часть находится слишком близко к постройкам. Тротуары очень узкие. Недавно оборудованное ограждение у глубоких кюветов слишком высокое.
Идем дальше. К поселку проложена гравийка. Она вызывает определенные сложности при движении — поверхность дороги неровная. Отдельные улицы и переулки, утверждает Владимир Архипович, не выдерживают стандартов по ширине проезда.
Пенсионер оперирует цифрами и терминами, ссылается на нормативные документы и критикует работу тех, кто вовремя не проложил здесь асфальт и тротуары. Он — один из первых застройщиков элитного микрорайона. На то время занимал должность директора крупнейшей в регионе строительной организации «Лукомльэнергомонтаж» и отработал на этом посту 15 лет. Кому, как не ему, все детально знать про ГОСТы и СНиПы?! Вот только непонятно, почему все эти недостатки, допущенные при проектировании и строительстве коттеджного поселка, всплыли сегодня?
Руководитель одного из самых солидных предприятий города и района (с 1991 по 2006 год) еще лет 20−25 назад вполне мог инициировать включение благоустройства этого микрорайона в инвестпрограмму города. Да и в целом на взаимовыгодных условиях принимать активное участие в обустройстве его инфраструктуры. Тем более что в стройорганизации было все необходимое — и специалисты, и техника.
Старые и новые проекты
В поселке, который новолукомчане называют Рублевским, живут тоже далеко не бессильные горожане — предприниматели, руководители предприятий и организаций, ведущие специалисты Лукомльской ГРЭС…
По их словам, при проектировании поселка многое сделали не так. Выслушав пожелания людей (на встречу, несмотря на разгар рабочего дня, пришло около 20 горожан), я поняла главное: все нужно перестраивать заново. Так почему же так массово проблему подняли только 3 года назад?
Оказывается, местные органы власти забыли посоветоваться с уже построившимися: стоит ли на окраине их поселка проектировать еще один квартал? Владимир Сазонов выражает общее мнение:
— Сейчас туда, где еще никто не живет, бухают огромные суммы бюджетных средств. Там прокладывают инженерные коммуникации, строят асфальтированную улицу, по всем правилам обустраивают тротуары. А мы в это время с детской коляской не можем по улице нормально пройти. Жизнь школьников, возвращающихся с занятий, постоянно подвергается опасности. Зачем строить там, где неизвестно когда поселятся люди, если в начале поселка такая ситуация? Сначала нужно здесь все привести в порядок!
Заместитель председателя Чашникского райисполкома Александр Сурин, председатель Новолукомльского горисполкома Виталий Фадеев, директор местного ЖКХ Иван Чиркун в очередной раз пытаются объяснить: в соответствии с указом президента под строительство новых микрорайонов в нашей стране выделяют специальные средства на обустройство инфраструктуры и прокладку сетей. В отличие от старых проектов застройки, асфальтирование и тротуары сейчас обязательное условие. И эти деньги никак нельзя использовать на благоустройство уже существующих кварталов. И их реконструкцию тоже.
В очереди на получение жилья в Новолукомле стоит свыше 600 человек. Вполне возможно, что многие из очередников завтра решат строиться здесь, поэтому и осваивается новый квартал.
Новостройки выгодны всем
Уже давно нет у власти людей, принимавших решение о выборе площадки под уже заселенный микрорайон и утверждавших проекты. Тогда, около 30 лет назад, новоселы за свои деньги прокладывали трубопроводы и газ, а их будущим соседям теперь это делают бесплатно. Да еще и отдельную ветку водопровода ведут.
Зачем?! Да потому, объясняют в УКСе, что каждый монтировал свои системы и врезки в те годы так, как вздумалось, — использовали трубы разного качества и разных диаметров. Насколько целесообразно сейчас привязывать к этой сети новые улицы, выдержит ли дополнительную нагрузку их пропускная способность, кто возьмет на баланс склепанную кое-как систему и будет затем нести ответственность за ее бесперебойную работу? Город-то растет!
Но это, как говорится, мелочи. Так же как и сетования про вырубленные строителями березки, выросшие на пути будущей улицы. Они озвучены больше для создания масштабности проблемы.
Сегодня никто в поселке не живет без воды, без газа, да и жить не будет. И зелени тут хватает — вон какие сады разрослись за красивыми высокими заборами! Главное же нарекание жильцов, которые практически поголовно имеют машины, — качество дороги. Они возмущаются: за что платят дорожный сбор?! Если по старому проекту трасса должна быть гравийной — почему обустраивалась без вяжущего вещества? Пыль летом стоит неимоверная. В дожди все выбивается, грязь. Сейчас ходит большегрузная строительная техника — тоже минус…
Понятно, что в городском и районном бюджетах нет таких денег, чтобы перестроить полутора-двухкилометровый участок подъездной дороги и улиц. Не столь велик и дорожный сбор, отчисляемый конкретно этими гражданами в республиканский бюджет. Тем более что в городе имеется еще множество мест, где у новолукомчан есть не менее серьезные аргументы требовать реконструкции покрытия.
С учетом хорошей организованности и сплоченности жителей (это видно по обращениям) я предложила: почему бы на условиях софинансирования им не сброситься и не закупить самостоятельно несколько машин гравия и вяжущего вещества? А с техникой помог бы горисполком. Это предложение большинство собеседников восприняло категорически: во-первых, им нужен «хоть плохонький, но асфальт», а во-вторых, ничего они платить не собираются.
Полного консенсуса достигнуть не удалось. Коммунхоз предложил организовать субботник по вырубке кустарника вдоль улицы, пообещал подправить ограждение, регулярно присылать грейдер и по весне заделать наиболее глубокие выбоины.
Что касается новой и бесплатной дороги — ее придется подождать. В соответствии с планом детальной планировки города в будущем микрорайоны частной и многоэтажной застройки сольются, а главным въездом в поселок станет тот самый квартал, который сейчас и обустраивают по всем правилам и нормам дорожного строительства.
Кстати, специалисты КГК Витебской области, которые также выезжали на место, никаких вопиющих нарушений в отношении дорог в поселке не выявили. Они считают: улучшить благоустройство в будущем можно за счет средств, которые поступают и аккумулируются на счетах от продажи свободных участков. Так что новый квартал, несмотря на зависть соседей, выгоден всем.