"Это не смерть по неосторожности, а преступная халатность". Отец погибшего роупджампера обратился в прокуратуру
Отец погибшего роупджампера просит переквалифицировать статью, которую предъявили организатору прыжков с веревки. Сейчас фигуранту уголовного дела грозит до 3 лет лишения свободы, в случае переквалификации предусмотрено более суровое наказание — до семи лет колонии.
— Никакого раскаяния и сожаления нет. В суде Никитченко (Обвиняемый по уголовному делу. — Прим. TUT.BY) рассказывает, что веревки были в идеальном состоянии, оборудование тоже, он ни в чем не виноват. А кто? — говорит TUT.BY Александр Лапанович, отец погибшего роупджампера.
Сейчас суд Заводского района Минска рассматривает уголовное дело в отношении 27-летнего Алексея Никитченко. Молодого человека обвиняют в том, что летом 2017 года по его вине погиб Евгений Лапанович. В тот день Евгений вместе с невестой приехал в поселок Сосны, чтобы прыгнуть с 70-метровой высоты. Организатором экстремального прыжка был индивидуальный предприниматель Никитченко.
— Сын погиб на глазах у своей девушки, которой за несколько часов до трагедии сделал предложение. Об этом я узнал уже во время похорон, — вспоминает Александр Лапанович.
Алексею Никитченко предъявлено обвинение по ч.1 ст. 144 УК «Причинение смерти по неосторожности». В случае признания его виновным, молодому человеку грозит до трех лет лишения свободы. В зале суда вину он не признал.
— Я стал изучать судебную практику, смотреть, в каких случаях человеку предъявляют обвинение по ч.1 ст. 144 УК. Как правило, это статья применяется, когда человека случайно убили во время драки, или кто-то кого-то случайно толкнул — и все закончилось смертью. То есть, злого умысла не было, но смерть случилась, — продолжает рассказывать Александр Лапанович. — В истории гибели моего сына это была не смерть по неосторожности, а преступная халатность! Поэтому уголовное дело нужно переквалифицировать на статью 338 УК «Выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть человека». Никто же не станет отрицать, что обвиняемый оказал платную услугу, есть документ, что за прыжок получены деньги, кроме того Никитченко активно рекламировал в интернете свою деятельность.
В субботу, 13 января, отец погибшего роупджампера обратился с заявлением к прокурору города Минска. В документе говорится, что во время допроса в суде Алексей Никитченко рассказал: он оказывал услуги, руководствуясь нормами по технике безопасности для промышленного альпинизма. Однако из показаний обвиняемого следует: безопасность прыжков он не гарантировал. В момент прыжка Евгения веревки не были закреплены соответствующим образом, обвиняемый не проверил фиксацию в точках опоры, не убедился, что в нужный момент сработает страховка.
— Поскольку указанные обстоятельства возникли в ходе судебного разбирательства, то в силу ст. 301 УПК предъявление нового обвинения, ухудшающего положение обвиняемого возможно только по ходатайству государственного обвинителя. Поэтому прошу поручить государственному обвинителю заявить ходатайство об объявлении перерыва для составления им нового постановления о привлечении Никитченко А.А. в качестве обвиняемого по ч. 2 ст. 338 УК, — указано в заявлении Александра Лапановича.
Как он рассказал TUT.BY, за месяц до смертельного прыжка Евгений сам связывался с обвиняемым по телефону, уточнял, насколько безопасны прыжки с высоты. Никитченко заверял «веревки две тонны могут выдержать, а твой вес 106 килограммов выдержит легко».
— В мае 2017 года в газете вышла статья, где Никитченко рассказывал, насколько у него все безопасно, какой он крутой профессионал и утверждал: «Все несчастные случаи от непрофессионализма». Но если разобраться, он закончил месячные курсы, не прошло и года, а Никитченко уже считает себя профи. Конечно, мне обидно от того, как он себя ведет в суде. Накануне суда обвиняемый расписался со своей девушкой, которая помогала ему организовывать прыжки (она готовила Евгения Лапановича к прыжку и надевала на него страховочный пояс. — Прим.TUT.BY). Это было сделано с одной целью — не свидетельствовать как близкие люди друг против друга, что девушка и сделала, зашла в зал суда и сразу отказалась от допроса, — говорит Александр Лапанович.
По уголовному делу проходит 25 свидетелей, двое из них засекречены. Они расскажут в суде про внештатную ситуацию, которая произошла во время прыжков с высоты в Ждановичах. У этих свидетелей вымышленные имена, их допрос будет проходить в секретной комнате, чтобы участники процесса не смогли их узнать. Говорят, эти свидетели боялись давления, поэтому согласились дать показания под чужими фамилиями и именами.
В среду, 17 января, суд Заводского района Минска продолжит разбирательство уголовного дела.