"Сам живу у трубы". Топ-менеджеры строящегося аккумуляторного завода ответили на все претензии
Споры о безопасности строительства под Брестом аккумуляторного завода не утихают. Жители облцентра и нескольких окрестных деревень собирают подписи под обращениями с требованием остановить реализацию проекта. 11 января в здании администрации СЭЗ «Брест» прошла пресс-конференция с участием местных властей, экологов, а также директора ООО «ПАК-управление» Виктор Лемешевский.
«Мой дом расположен в 500 метрах от трубы завода. Я выгляжу плохо?!»
Для постройки аккумуляторного завода рассматривались площадки в Беларуси, России и Литве, сообщил журналистам директор ООО «ПАК-управление» Виктор Лемешевский.
«Мы рассматривали [площадки] с точки зрения стран, которые конкурируют за иностранные инвестиции. На самом высоком уровне идет борьба за строительство и привлечение экспертных знаний в различных отраслях. Если бы мы выбрали Литву или Россию, наши бы знания остались бы там, и завод, который построили бы там, работал бы на экономику той страны и люди бы получали свои зарплаты там и налоги платили бы там. Мы — белорусы, мы местные, мы здесь родились, в Брестской области. Поэтому в первую очередь смотрели на Беларусь. Затем уже смотрели на различные свободные экономические зоны и специальные зоны, которые созданы для создания таких предприятий. Это были: Могилев, Гомель, Великий камень, СЭЗ «Минск» и так далее. Но мы же отсюда, наши корни из Пинска. Поэтому мы, естественно, обратили внимание на СЭЗ «Брест», — объясняет Виктор Лемешевский.
Проект и бизнес-план строительства аккумуляторного завода на площади свободной экономической зоны соответствует законодательству, уверяет глава администрации СЭЗ «Брест» Федор Колончук. А эффект от работы предприятия, по его словам, составит «порядка 4,5 миллионов долларов годовых поступлений в бюджет области».
Виктор Лемешевский настаивает: вреда для экологии нет, деятельность предприятия соответствует всем природоохранным нормам.
— Вообще всем. До ближайшего населенного пункта 750 метров. Я из Пинска. Мой дом расположен в 500 метрах от трубы завода (аккумуляторного завода в Пинске. — TUT.BY). У меня там растут дети, я там живу. Неужели я выгляжу плохо?! В Европе подобные предприятия размещаются вообще в 100-метровой зоне. То есть через заборы жилые дома. (…) Вы даже себе не представляете насколько сложно в Беларуси построить новый завод. Были собраны сотни подписей, сотни экспертных подписей от различных государственных организаций.
Свою роль в решении вопроса о месте строительства сыграло и то, что в регионе готовят квалифицированные кадры. Плюс — удобная логистика.
«В Бресте есть технический университет — кузница кадров, которые в будущем будут создавать инженерный потенциал этому заводу, формировать экспертные знания и экспертные сообщества. То есть завод — это старт для формирования нового уровня знаний в стране, которого раньше не было. Сейчас они приходят. (…) Брест — великолепный город. 30−40% продукции, я думаю, будем продавать в Европейский союз. Это удобнее делать из Бреста, чем из любого другого города», — сообщил Виктор Лемешевский.
«Пользы от этого завода на рубль, а ущерба на десять»
Дебаты о строительстве аккумуляторного завода под Брестом не утихают и в интернете. Мы собрали наиболее острые комментарии наших форумчан касательно строящегося предприятия и попросили на них ответить директора ООО «АйПауэр» Сергея Мельниковича.
«Властям нужно наконец определиться. Сейчас Беларусь преподносится как экологически чистая, пригодная для экотуризма страна. Или же давайте повсеместно строить грязные производства, (это ж как выгодно, валюта пойдет в страну), тогда об экологии (страна озер и лесов) забудьте».
Пользователь «vitey»
С.М.: — Есть все необходимые документы, подтверждающие экологически безопасную технологию производства. Завод начали строить, только получив все согласования: положительные заключения экологической экспертизы, строительной экспертизы, решение Брестского райисполкома и СЭЗ «Брест» на строительство, разрешение Госстройнадзора.
Все параметры выбросов каждого источника закладывались в машинный расчет, на основании чего получали рассеивание этих выбросов. Даже в модели наихудшего случая возможного загрязнения атмосферного воздуха на высоте двух метров все соответствует требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.
Вероятность залповых сбросов и выбросов отсутствуют в силу специфики технологического процесса (идет непрерывная очистка воздуха и сточных вод от загрязняющих веществ) и использования современных автоматизированных систем очистки воздуха и сточных вод (при возникновении внештатных ситуаций происходит остановка производства).
Согласно проекту, нормативы ПДК (предельно допустимая концентрация) выдерживаются до границы санитарно-защитной зоны, по свинцу — в границах самого завода, а по серной кислоте концентрации настолько малы, что расчет рассеивания не является целесообразным.
Вода, которую предусмотрено полностью очищать от свинца, будет использоваться в дальнейшем производстве — это будет закрытый цикл. Даже если она гипотетически может содержать свинец, за пределы предприятия она не попадет. Сброс воды в реку невозможен.
Как будут утилизироваться отходы?
Все отходы тщательно собираются и упаковываются в специальные контейнеры, которые обеспечивают полную герметичность и безопасность хранения, а также дальнейшую транспортировку.
Где могут использоваться эти отходы в дальнейшем?
- отходы упаковочного картона незагрязненные, прочие незагрязненные отходы бумаги — КПУП Брестский мусороперерабатывающий завод;
- полиэтилен, вышедшие из употребления пленочные изделия — ООО «Экологические идеи» ООО «Полюс Ленты» Частное торгово-производственное унитарное предприятие «СлавС»;
- масла моторные отработанные — ПРУП «Брестоблгаз»;
- шлак свинцовый, отходы, содержащие свинец в кусковой форме — ООО «Белинвестторг-Сплав», ОАО «Белцветмет»;
- свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом — ООО «Белинвестторг-Сплав» ОАО «Белцветмет»;
- полипропилен — продается предприятиям РФ, Евросоюза;
- отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения — КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод».
Кто будет контролировать?
При приемке объекта в эксплуатацию — МЧС, Минприроды, санэпидемстанция, Энергонадзор и др. Далее — будут проверять уровень выбросов в атмосферу, воздух на границе санитарно-защитной зоны, сточные воды после локальных очистных сооружений, земли в районе расположения.
Плюс, точно так же, как и все предприятия, будем проводить инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ, получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ, проводить инвентаризацию отходов, получать разрешение за захоронение отходов, подавать формы стат. отчетности в РУП «Бел НИЦ «Экология», согласно действующему природоохранному законодательству, и так далее.
«Вон китайцы построили ГЭС — вся энергия на откачку воды из карьера, построили китайцы целлюлозный завод — уже дают дотации… и везде вред экологии».
пользователь"Чорны кашак»
С.М.: Заказчиком выступает компания ООО «АйПауэр», генеральным подрядчиком является китайская «Аньхойская внешнеэкономическая строительная корпорация», основным производителем работ — «Алвора-Бел». Строительство выполняется по проекту, разработанному проектной организацией ООО «Агромашдеталь».
Завод будет оснащен самым современным роботизированным технологическим оборудованием европейского и корейского производства. Основными поставщиками оборудования и технологий являются Италия, Дания, Корея. Аналогичное оборудование используется на заводах международных корпораций Exide Technologies и JOHNSON CONTROLS в США, Германии, Франции, Польше, Италии, Испании.
«…Почему бы ув. Виктору Лемешевскому не построить аналогичный завод в километрах 30 ближе к Минску, в городе-побратиме Жабинка? Я думаю жители местных деревень были бы только ЗА!»
пользователь «dabler»
С.М.: Мы размещаем все предприятия в рамках законодательства, санитарно-эпидемиологических норм и всего остального. Рассматривалась еще одна площадка — вблизи существующего предприятия СООО «БИТ-Сплав». Причиной отказа от нее стало отсутствие необходимой инфраструктуры.
«Вот как-раз санитарные нормы и игнорируются. через забор от аккумуляторного завода предприятие по производству продуктов питания «Бонше». а должно быть как минимум в полукилометре. В СанПиП 500 м минимум. Но это же такая мелочь… Зато теперь заживем!!!»
пользователь «spirit_007»
С.М.: предприятие по производству продуктов питания «Бонше» находится на расстоянии 1300 м на юго-запад. Установленные нормы мы выдерживаем с большим запасом. Пример из европейской практики: завод в Познани расположен через дорогу от предприятия по производству продуктов питания.
«Есть уже завод аккумуляторов в Пинске. Его мощности учитывают наши иканамисты? Как рынок будут делить?»
пользователь «onnik»
С.М.: Пинский завод ориентирован на первичный рынок и принадлежит на 75% иностранной корпорации Exide.
«Не пиши ерунду про рабочие места, это пригород Бреста, для трехсот тысячного города 150 жалких рабочих мест это капля в море, в этих деревнях люди строятся, чтобы не жить в городской суете, и дышать свежим воздухом, а не свинцовой пылью. Тем более там рядом река, которая из без свинца загажена, огромнейший тепличник и колхозные поля, именно по этому чинуши и скрыли строительство этой душегубки. В дроздах стройте»
пользователь «dimonn82s»
С.М.: На первом этапе планируется создание 138 рабочих мест, в процессе дальнейшей реализации проекта их количество вырастет до 188. Средняя заработная плата планируется на уровне 1000 рублей. Будут надбавки «за вредность» — для тех, кому они положены по закону.
«Пользы от этого завода на рубль, а ущерба на десять. Про здоровье людей надо думать».
пользователь «brest_sp»
С.М.: Мы прежде всего и думали о безопасности тех людей, которые будут работать на предприятии и жить в непосредственной близости от него. Производство аккумуляторных батарей на ООО «АйПауэр» является безопасным с точки зрения окружающей среды и людей. Плюс — строительство завода вносит серьезный вклад в экономику страны: кроме предоставления рабочих мест, предприятие будет закупать необходимые материалы и комплектующие у белорусских производителей. Продукция будет уходить на экспорт, что значительно пополнит государственную казну в валюте. Аналогов такого производства в Беларуси нет.