"Работаем сутками - без праздников и выходных". Как под Брестом производят перепелиные яйца
«Ты есть то, что ты ешь» — известный постулат. В последние годы многие люди, особенно на Западе, стараются употреблять в пищу органические продукты, полученные с минимальным использованием пестицидов, химических удобрений и кормовых добавок (или вообще без них). Это направление постепенно развивается и у нас. TUT.BY и сеть гипермаркетов Green завершают проект «Дары фермерства». В нем мы рассказывали о белорусских хозяйствах, которые поставляют экологически чистые продукты в магазины сети. Сегодня в центре внимания — семья Юрловых, разводящая под Брестом перепелов.
Недалеко от Бреста находится тихое поселение — агрогородок Черни. В нем обосновалось перепелиное хозяйство «Юрловское». Еще несколько лет назад эта ничем не примечательная деревушка была в 13 километрах от города. Но Брест расширялся — а вместе с ним росли и Черни.
«Хотели помогать людям»
— Фермерское дело начинали мои родители — Александр Иванович и Нина Анатольевна Юрловы, — рассказывает преемница хозяйства Ирина. — Познакомились они в Венгрии. Папа был летчиком, а мама — заведующей общепитом на военном аэродроме. Ну, а дальше — как в добрых сказках — влюбились, поженились, родилась я. Из-за папиной службы мы часто переезжали, так и оказались в Беларуси.
В Чернях семья обосновалась в 1997 году. Тогда о перепелах знали мало, видели пятнистые яйца только на картинках. Но, как признается Ирина, один случай в корне изменил жизнь семьи Юрловых.
— Как-то наши соседи, которые держали у себя дома перепелок, затеяли ремонт. Встал вопрос о том, кому же их отдать — ведь живность особенная, ей нужно тепло и постоянный уход. Мои родители предложили нашу усадьбу в качестве временного жилья для птичек.
Семья Ирины хоть и имела большое хозяйство, но ничего не слышала о перепелках. Поэтому с появлением 30 голов новой живности пришли и новые аграрные знания — в большинстве своем, из книг.
— Начитавшись теории, родители перешли к практике, — вспоминает Ирина. — Папа сделал перепелкам клеточку в подвале дома. Мама и я потихоньку учились кормлению, поению, уходу.
Со временем семья активно начала разводить птиц. Спустя три года зарегистрировала свой бизнес — крестьянское хозяйство «Юрловское». Было сложно, потому что люди боялись неизвестного.
— Я часто стояла в магазинах, предлагая продегустировать продукт. А мама ходила к соседям, рассказывала, оставляла на пробу. Так и развивались. Сейчас фермой преимущественно занимается мой муж, а я слежу за домом, ращу детей и помогаю ему во всем. Раньше работалось проще, мы могли позволить себе отдых. Сейчас же все время посвящаем перепелкам.
К разговору подключается Олег Бычковский — муж Ирины, директор крестьянского хозяйства «Юрловское». Он только что вернулся из брестского магазина Green — завозил свежую партию яиц:
— Я в семейный бизнес влился, когда мы с Ириной поженились. Сам вырос в деревне, поэтому никогда не чурался трудной сельской работы. Узнав о перепелках, заинтересовался, предложил свои идеи. Теперь вплотную занимаюсь хозяйством — и за птицами слежу, и бухгалтерию веду.
«Японские, маньчжурские, эстонские, английские»
— Главная сложность в том, что сейчас ужесточились требования к крестьянскому хозяйству, — рассказывает Олег во время экскурсии по ферме. — Например, 14 лет назад нам разрешали разводить перепелок на приусадебном участке. Сейчас же мы должны перенести хозяйство за пределы агрогородка, чтобы не мешать соседям. В ближайшее время планируем переехать.
Помимо Олега и Ирины хозяйством занимаются два птицевода. Работают посменно: следят за порядком, наполняют кормушки, проверяют воду. К слову, аграрного образования у женщин нет: «Деревенским оно не нужно, родители с детства всему научили», — считает семейство.
— Перепелка вылупляется всего через 17−18 дней после закладки в инкубатор, — рассказывает Олег, приоткрывая дверцу приспособления, внешне похожего на холодильник. — А уже через 35−40 дней птенец вырастает и начинает нести первые яйца.
Для комфорта птенцам нужна особая температура воздуха — около 37 градусов. А вот взрослым перепелам подходит и 18 градусов.
— Перепелиные яйца — это один из самых распространенных диетических продуктов, которые хорошо восстанавливают иммунитет в неблагополучных экологических условиях больших городов, — рассказывает ведущий специалист отдела закупок ООО «ГРИНрозница» Анатолий Кирилюк. — Несмотря на незначительный вес, это настоящая кладовая питательных веществ. Фермерские перепелиные яйца рекомендованы и для детского питания, поскольку содержат в натуральном виде целый комплекс витаминов, а также другие полезные минералы и микроэлементы. Все это полностью соответствует нашему бренду «Местное известное».
За годы работы поголовье птицы неоднократно обновлялось. Интересующие семью породы были привезены из разных уголков Беларуси. Сейчас у них живут разные перепелки: японские, маньчжурские, эстонские и английские.
— Раньше народ был богаче, — признается директор хозяйства. — Яйцо стоило гораздо дороже, а спрос не снижался. А теперь мы чуть ли не по себестоимости отдаем, лишь бы не пропал продукт. Я заметил, что люди сейчас покупают самое необходимое. Перепелиные яйца — это уже роскошь. Хотя не сказать, что они невероятно дорогие.
Раньше у крестьянского хозяйства были конкуренты на Брестчине, но постепенно все позакрывались.
— Заниматься перепелками очень хлопотно, поэтому никто не берется за такую работу, — предполагает Ирина. — По опыту скажу, что это не бизнес — это труд. Да и хватает государственных птицефабрик, с которыми магазины работают охотнее. Поэтому мы вдвойне благодарны сети Green за то, что они сотрудничают с такими небольшими хозяйствами, как мы.
— Сейчас многие занимаются разведением перепелов, — рассказывает Анатолий Кирилюк. — Тем не менее, выбор поставщика был для нас нелегким. Во время закрытой дегустации по физическим и вкусовым качествам был определен ряд фермерских хозяйств, с которыми мы и решили работать. ФХ «Юрловское» оказалось среди них — в хозяйстве мы закупаем яйца для нашего брестского гипермаркета. Сотрудничаем почти год. Это надежный и ответственный поставщик, а еще стабильный — еще в 2009 году семья побеждала на районном сельскохозяйственном конкурсе в номинации «Лучшее крестьянское (фермерское) хозяйство».
— Вся продукция проходит лабораторный контроль, — объясняет Олег. — Каждая партия осматривается ветеринарным врачом и получает ветеринарный сертификат.
«Внешний вид — показатель качества»
Несмотря на все трудности, хозяйство продолжает работать в полную силу. Фермеры сотрудничают с магазинами и ресторанами по всей Беларуси. В неделю получается отгрузить около 14 тысяч яиц. К Пасхе объемы наращиваются в два раза, а вот к лету спрос наоборот гораздо меньше — в приоритете фрукты и овощи.
— При выборе обязательно смотрите на целостность яйца: изнутри никогда не развивается сальмонелла, — советует Олег. — Обращайте внимание и на вес. Стандартное яйцо весит 11 граммов, бывает и больше — до 15. Я, например, когда привожу упаковки, работники магазинов принимают их с распахнутыми глазами, спрашивая, почему яйца такие крупные. Мне такое внимание приятно — понимаю, что ухаживаем за птицами не зря.
— Покупатель отдает предпочтение красивым и крупным яйцам, и по внешнему виду действительно можно судить о качестве, — дополняет Ирина. — С помощью специальной рецептуры кормов, исключив применение антибиотиков и стимуляторов, мы получаем по-настоящему полезный продукт. В рационе птицы пшеница, ячмень, кукуруза, комбикорм, иногда добавляем в рацион специально обработанную молотую скорлупу перепелиных яиц.
Пик популярности на перепелиное яйцо как на диковинный продукт приходился на 2009−2012 годы. Теперь идет постепенный спад такого спрос, говорит Олег. Зато люди чаще покупают их в качестве постоянного продукта питания.
— Потом народ привык, сложно стало его удивить, поэтому и востребованность меньше. Хотя яйца сейчас гораздо доступнее по цене, чем раньше, да и полезные свойства никуда не исчезли, — утверждает он.
Уже четвертый год хозяева строят новую перепелиную ферму и убойный цех.
— Сейчас у нас пять тысяч перепелок, планируем увеличиться в три раза — до 15 тысяч. И убойный цех строим, чтобы продавать не только яйца, но и диетическое мясо — оно очень нежное, — рассказывает Олег. — Многое упирается в нестабильную финансовую ситуацию.
Партнер проекта:
Сеть гипермаркетов Green — компания, которая заботится о здоровье своих покупателей. Одной из ключевых задач торговой сети является контроль качества товаров на всех этапах.