Россия: Польша навязывает конспирологические версии крушения самолета
МИНСК, 21 дек – Sputnik. Россия считает несостоятельными обвинения Польши в укрывательстве свидетелей, которые могут пролить свет на причины катастрофы самолета бывшего президента Леха Качиньского, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Она отметила, что вся доступная информация была передана польской стороне, и открыта в том числе для журналистов.
"Мы с сожалением констатируем устойчивое стремление польской администрации навязывать всевозможные конспирологические версии крушения самолета президента Польши под Смоленском…" – цитирует Захарову РИА Новости.
По ее словам, всякий раз высказываться на новые обвинения, которые назвала "информационным вбросом", МИД РФ не будет. Захарова полагает несостоятельность обвинений польской стороны.
Катастрофа Ту-154
Самолет Ту-154, на борту которого находился бывший президент Польши Лех Качиньский, в 2010 году потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный". На борту находились 96 человек, среди них восемь членов экипажа, польские религиозные, общественные, политические деятели и президент с супругой – все они направлялись на траурные мероприятия в Катыни. В результате катастрофы все находящиеся в самолете погибли.
Ту-154 Качиньского должен был совершить посадку в аэропорту Смоленска в сложных метеорологических условиях – был туман и низкая облачность. Диспетчер предупреждал экипаж об этом и предлагал направить борт на запасной аэродром в Минск или Витебск, позднее выяснилось, что витебский аэродром в тот день не работал. Белорусская сторона сообщила, что запросов на посадку на территории республики не поступало, а во время транзита через территорию Беларуси борт шел на нормальной высоте и скорости.
Общение экипажа самолета с диспетчером шло главным образом на русском языке, иногда на английском. Диспетчер сообщил, что, по его мнению, у экипажа были некоторые проблемы с правильным использованием числительных на русском языке. В расшифровке переговоров с диспетчером во фразе руководителя полетов "Ну, да так сказали, блин, заводить пока" польская сторона видит указание на давление, которое оказывалось на диспетчера, настоявшего на посадке самолета в сложных условиях. Борт разбился при пробном заходе на посадку.
Заместитель председателя правительства России Сергей Иванов сообщил о том, что экипаж получал рекомендации идти на запасной аэродром и предупреждение о сложных погодных условиях.
Кто виноват в катастрофе
В день катастрофы 10 апреля практически одновременно польская и российская стороны заявили о ведении независимых расследований. Генпрокуроры России и Польши договорились о сотрудничестве. В ходе расследования было установлено, что ни теракта, ни поджога или сбоя в работе техники на борту не было.
Согласно отчету о результатах технического расследования, проведенного межгосударственным авиационным комитетом в 2011 году, непосредственной причиной крушения самолета признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а также психологическое давление на экипаж. При расшифровке разговоров было зафиксировано, что в кабине помимо пилотов находились два посторонних человека, а так как Ту-154 – военный самолет, на него не действовали правила, распространяющиеся на гражданскую авиацию, то есть нахождение в кабине посторонних формально не было запрещено.
Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о множестве нарушений и неточностях, допущенных в отчете МАК. Главная претензия польской стороны состояла в том, что комиссия использовала "односторонний подход" к определению виновных. По мнению польской стороны, хоть вина экипажа и выглядит доказанной, следует также причиной катастрофы считать и то, что аэродром Северный не был закрыт для посадки.
Среди прочих ошибок называют и слабую техническую оснащенность аэродрома, и ошибки диспетчеров, и запоздалую команду прекратить посадку, которая была дана уже после того, как самолет потерпел крушение. Польская сторона настаивает на том, что Россия укрывает свидетелей, которые могли бы подробнее рассказать о причинах катастрофы.