Каким был военный аэродром на проспекте Черняховского

Источник материала:  
22.11.2017 12:33 — Новости Общества

Если вы помните, что на проспекте Черняховского когда-то был свой аэродром, то вы, как и любитель витебской истории Павел Максимов, наверняка можете рассказать много интересного. Мы продолжаем вспоминать неизвестную «черняховку» и сегодня речь про местный аэродром, каким его помнят из 70−80-х. Не верится, что такое могло быть прямо в центре Витебска.

Аэродром на проспекте Черняховского существовал с довоенных времен. После Второй мировой он перестал быть только военным, в конце 40-х-начале 50-х его частично отдали под гражданские нужды. Кстати, тогда этот аэродром был далеко не единственным в окрестностях Витебска: самолеты также летали из Журжево и Куковячино, а позже был построен большой аэропорт на выезде из города.


Проспект Черняховского на фотографии 1941 года. Фото из коллекции П. Максимова

На территории аэродрома находились метеостанция, здания самого комплекса и парковка для машин. Взлетная полоса шла от них в сторону Южного рынка, а старая, дореволюционная — по диагонали от проспекта Строителей к улице Чкалова, примерно под углом 45 в сторону проспекта Черняховского.


План довоенного аэродрома на современной фотографии со спутника. Синяя точка — перекресток Чкалова и Строителей. Широкими красными полосками отмечены взлетные полосы старого аэродрома, красной точкой № 1 — здания аэропорта, а № 2 — примерный ее конец. Там брала начало новая взлетная полоса. Схема предоставлена Павлом Максимовым

Недалеко от зданий аэродрома, буквально в паре десятков метров, находился частный сектор. Контраст был потрясающим: маленькие улочки, где прямо как в деревне ходят индюки.

Сейчас трудно сказать, куда летали с аэродрома на проспекте, но можно сказать, что такой транспорт был довольно доступным:

«Мой начальник с работы старше меня на 15−20 лет, он в свои молодые годы летал отсюда в какую-то деревушку. То есть, совершенно небольшие расстояния можно было пересекать на самолете. И разница цены на билет в автобус и на самолет была почти никакой. То есть вот так: пришел в аэропорт и просто слетал в деревню всего в нескольких километрах от Витебска».


Если во дворах из земли торчат бетонные плиты — это не просто так. Фото Анастасии Вереск

Военные в то время иногда пользовались аэродромом для тренировок, ведь через дорогу отсюда, там, где сейчас находится Первомайский РОВД, располагалась часть.

«С наших домов № 8,10,12 по проспекту, с верхних этажей балкона, можно было смотреть, как спускаются и садятся самолеты. А иногда там прыгали парашютисты. Мой сосед рассказывал, что он один раз увидел, как парашютиста ветром снесло. Приземлился во дворе десятого дома. Вся молодежь собралась на него смотреть!»

Теперь уже сложно сказать наверняка, были эти парашютисты действительно военными на тренировке или просто спортсменами.


Начало проспекта Черняховского. Фото со стороны нынешней пл. Победы. Начало 1960-х гг. Фото из фондов музея

Кстати, с военными у Павла связано еще одно любопытное воспоминание:

«В 80-е годы я обращал внимание на одного дедушку, старенького-старенького, который ходил по „черняховке“. Когда я был маленький, то не разбирался в форме, просто замечал, что дедушка ходит в старой длинной шинели и фуражке. Они были странного вида, не такие, как у обычных солдат. Уже потом я узнал, что этот дедушка в 80-е годы гулял по проспекту в дореволюционной фуражке и старой шинели чуть ли не времен гражданской войны. Вполне возможно, что форма сохранилась у него еще со досоветских времен или с первых годов революции. Жил этот дедушка, скорее всего, или на Черняховском, или в частном секторе Лучесы. А в 90-х его не стало».


Временная переправа через р. Лучеса. Период оккупации. Фото сделано со стороны нынешней Зеленогурской улицы в сторону улицы Луческой. Фото из коллекции П. Максимова

Поскольку аэродром находился рядом с жилыми домами, после того, как его перестали использовать, там проводили время местное население и молодежь. Устраивали пикники, ходили позагорать, на бывшей взлетной полосе проводили соревнования картингисты, а местные учились водить машину. Павел вспоминает, что в 1981 году самолеты отсюда уже не летали. Возможно, аэродром закрылся около 1976−77 года. Сейчас про него нам напоминают только несколько зданий, принадлежавшие раньше комплексу.


Когда-то именно эти здания за магазином «Веста» принадлежали аэродрому. Фото Анастасии Вереск

В этом году спрятали и бетонную площадку метеостанции, которая находилась в нескольких десятках метров от зданий бывшего аэродрома. Кстати, на его территории еще долго стояли локаторы, а на стоянке — машины.


На этой насыпи раньше стоял локатор. Фото Анастасии Вереск

Как на «черняховке» нашли «клад» под гостиницей Лучеса, почему под ТЦ «Трио» может лежать бомба, где искать бункеры во дворах и как искупать бегемота в витебской луже, читайте на нашем сайте.

←Рапота: задача отмены роуминга между Беларусью и Россией сложная, но ее необходимо решать

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика