Сохранится ли дорожный сбор: депутаты хотят изменить систему уплаты
МИНСК, 22 ноя — Sputnik. Депутаты Палаты представителей Национального собрания Беларуси приступили к рассмотрению пакета бюджетных законопроектов, в числе которых и поправки в Налоговый кодекс.
Нулевое чтение бюджета прошло за закрытыми дверями. Но если вспомнить хронику обсуждений этих документов год назад, можно предположить, что одним из камней преткновения станет вопрос уплаты и распределения между республиканским и местными бюджетами госпошлины за допуск автомобилей к участию в дорожном движении.
В 2016 и 2017 годах "дорожный сбор", который был введен в 2014 году, в полном объеме зачислялся в республиканский бюджет, и уже оттуда необходимые субвенции перечислялись в регионы для ремонта местных дорог. Однако, как еще в начале этого года заявляли белорусские власти, главная задача дорожников — привести в порядок республиканские дороги и построить новые автомагистрали государственного значения.
В декабре 2016 года, во время первого чтения бюджета, депутат Ольга Политико подняла вопрос справедливого распределения дорожного сбора. Она отметила, что для многих автовладельцев эти траты на содержание автомобиля непосильны. Кроме того, в регионах люди тоже уплачивают сбор, а улучшения состояния дорог не видят.
Однако после длительных дискуссий было решено на 2017 год механизм распределения сбора не менять и вернуться к этому вопросу при обсуждении нового проекта бюджета.
И вот этот момент настал.
Автовладельцы уклоняются от уплаты
По данным УП "Белтехосмотр", на сегодняшний день порядка трети автовладельцев уклоняются от уплаты дорожного сбора. Его уплата происходит при прохождении техосмотра.
В стране зарегистрировано более 3,5 миллионов личных автомобилей, при этом в среднем для оформления автомобиля среднего класса госпошлина составляет порядка 140 рублей, стоимость техосмотра — 20 рублей, обязательное страхование гражданской ответственности обходится автовладельцу еще в 80 рублей. Таким образом, все траты выливаются почти в 240 рублей.
Между тем, средняя пенсия в Беларуси — немногим больше 300 рублей. Таким образом, автовладельцы пенсионного возраста, которые пользуются автомобилем в основном в дачный сезон, вынуждены платить за это право почти месячную пенсию.
При этом в Беларуси нет дифференциации ставок дорожного сбора для физлиц и индивидуальных предпринимателей, для пенсионеров не существует никаких льгот.
В "Белтехосмотре" отмечают, что численность граждан, которые проходят техосмотр и затем уплачивают дорожный сбор, постепенно сокращается начиная с 2014 года, и сегодня порядка 35% автовладельцев отказываются от этих обязательных мероприятий.
Что предлагают депутаты?
Как сообщили Sputnik в парламентской комиссии по промышленности, ТЭК, транспорту и связи, уже подготовлены предложения по изменению механизма сбора госпошлины.
Там напомнили, что в апреле 2017 года во время послания к парламенту и народу президент по просьбе депутатов дал поручение госорганам проработать другие варианты взимания дорожного сбора. В течение лета Минфин, Минтранс, МНС и МВД вместе с депутатами работали над этим вопросом.
В числе предлагаемых вариантов была идея привязать уплату госпошлины к добровольному страхованию или разделить платеж на две части, однако эти варианты не прошли.
Большинство депутатов по итогам обсуждений пришли к выводу о том, что уплата дорожного сбора должна быть отвязана от прохождения техосмотра и приобрести форму отдельного платежа.
Таким образом, у физлиц появится возможность проходить раз в год техосмотр и не рисковать при участии в дорожном движении, а госпошлину уплачивать помесячно и только за те месяцы, в которые они пользовались автомобилем.
Контролировать факт уплаты дорожного налога рабочая группа предлагает через камеры фотофиксации, которые в настоящее время используются для контроля скоростного режима.
В настоящее время эти предложения депутаты готовятся представить президенту страны. Однако прогнозировать, будут ли одобрены эти изменения и в какие сроки, в комиссии посчитали преждевременным.
Почему Минфин против отмены сбора?
По данным Минфина, в 2016 году доходная часть республиканского дорожного фонда, в который и поступают средства от уплаты дорожного сбора, составила 394 миллиона рублей. При этом собственно дорожный сбор был собран в размере 278 миллионов рублей, а это три четверти всего дорожного фонда.
В норме дорожный сбор поступает в республиканский бюджет в полном объеме, и уже оттуда в виде субвенций передается в местные бюджеты — формально, для ремонта местных дорог. Однако на практике местные власти значительную часть этих отчислений направляют на другие нужды, поскольку практически все регионы в Беларуси, кроме Минской области, являются дотационными, и республиканских субвенций и трансфертов на все нужды попросту не хватает.
Если дорожный сбор, а вместе с ним и дорожные субвенции в местные бюджеты отменить, фискальная нагрузка на республиканский бюджет станет непомерно высокой.
Одним из способов сохранить доходы и не увеличивать фискальную нагрузку на бюджет могло бы стать переложение суммы дорожного сбора на акцизы на топливо.
Однако в этом случае цена на дизтопливо и бензин существенно вырастет — не пропорционально, но значительно.
Поскольку пропорционального роста стоимости топлива власти не допустят, часть этой нагрузки будут вынуждены взять на себя производители. Между тем, белорусские НПЗ в последние несколько лет несут существенную нагрузку из-за российского налогового маневра в нефтяной сфере и вынуждены самостоятельно финансировать проекты по модернизации своих мощностей.
Кроме того, резкое увеличение акцизов приведет к тому, что этот источник пополнения доходной части бюджета будет исчерпан на несколько лет вперед, что также не устраивает Минфин.
Поэтому, как высказался во время недавней прямой телефонной линии замминистра финансов Владислав Татаринович, изменения в системе дорожного сбора будут возможны не раньше 2019 года — к этому времени Беларусь пройдет очередной пик выплат по внешнему долгу.
"Механизм уплаты в несколько частей мы рассматриваем. Помимо этого, есть предложение взимать плату при фактическом использовании дорожной сети. Чтобы рамки BelToll или камеры фиксации скорости считывали, уплачена пошлина или нет. Пока мы рассматриваем, возможно ли это технически. Однако оговорюсь, пока что речь идет о проекте и предложениях", — сказал он.