"Уговаривал не ходить". Что происходит возле заброшенного недостроя в Могилеве, где погиб ребенок
Недостроенный дом, часть которого рухнула на двоих школьников 1 ноября, сейчас огорожен лентой. Сегодня похоронили погибшего на месте обрушения Максима. За жизнь Дениса борются врачи со всей страны. 7-летний Артем, который не пошел лазать по постройке и отговаривал от этого своих друзей, находится у друзей родителей. А жители окрестных домов говорят: нужно было позволить владельцу дома достроить его или обязать давно снести.
— Артем чувствует себя нормально, не тревожен. Он и не видел толком же ничего. С ним вчера разговаривала психолог. Я завезла его к подруге, — рассказала TUT.BY мать второклассника Ольга. — Он спрашивал о друзьях, но мы ему сказали, что они в больнице.
Ольга работает в детском саду вместе с матерью погибшего Максима Людмилой. Там, на работе у мам, мальчики и познакомились, рассказал отец Артема Сергей.
— Мы часто берем с собой сына на работу — то я, то жена, — рассказал мужчина. Он работает в школе. — Потому что оставлять ребенка одного нельзя, а работать нужно. Вот, оставили одного на каникулах…
По словам родителей второклассника, ребята с лета проводили вместе свободное время, играли. Четвероклассники Максим и Денис часто приезжали на велосипедах — даже тогда, когда Артема не было дома. На них мальчики приехали и 1 ноября — велосипеды так и стоят у крыльца дома.
— Они (Максим и Денис. — Прим. TUT. BY) приехали, мы пошли гулять, — рассказывал TUT.BY о произошедшем Артем вечером 1 ноября. — Они предложили полазить по этому дому, я их просил, уговаривал не ходить. Мне родители запретили даже подходить к этому дому. Я ждал их во дворе. Они уже выходили из дома, когда на них все это упало. Я видел только много пыли. Я сразу позвонил маме, она сказала искать взрослых, чтобы они вызвали всех. Я и побежал.
Семья Артема живет в доме по соседству с постройкой, где оборвалась жизнь Максима. На площадке с недостроенным домом есть гараж — достроенный. Его задняя стена примыкает вплотную к участку семьи второклассника.
— Этот дом начали строить, может, лет 10 назад, — рассказал о рухнувшей постройке Сергей. — Но лет семь назад власти запретили строительство, аргументируя тем, что это лесопарковая зона и строить здесь нельзя. Сказали снести.
На участке семьи тоже есть недострой — Сергей хотел возвести новый дом. Сделал фундамент, начал выводить стены. Ему строить тоже запретили, построенное суд постановил снести — по той же причине. И стройка тоже заглохла.
— Понимаете, никого не волнует, что мы живем в небольшом деревянном доме, которому уже больше 50 лет, и хотим улучшить жилищные условия. У нас есть вода, канализация, но нет ванной и туалета — я не могу сделать даже пристройку: строительство запрещено. И то, что строить новый дом я хочу на своем же участке, тоже никого не интересует, — объясняет мужчина.
Сергей говорит, что этот деревянный дом — родительский, он прожил в нем всю жизнь. Семье предлагали бесплатный участок для строительства нового дома в микрорайоне Броды — это на другом конце города. Они отказались. Посчитали район неблагополучным.
— Почему я должен бросать все тут, если это наша земля, наш участок? Я здесь всю жизнь прожил, здесь ее и закончу — пусть даже в палатке на улице, если и мой дом развалится от старости, — сказал Сергей.
Местные жители, чьи дома стоят в нескольких десятках метров от места трагедии, рассказывают, что детей часто видят на территории частного сектора, особенно летом.
— Как «Спутник» (новый спальный микрорайон недалеко от рухнувшего здания. — Прим. TUT.BY) построили, так дети с родителями часто идут мимо — в лес гулять, к озеру, — рассказывает пенсионерка. — А то, что дети оказались под завалом… Ужас, конечно. Это же мальчишки — где за ними уследишь.
— Этот дом давно стоит: без крыши, не законсервирован. Влага размягчила блоки — вот все и рухнуло, — подключается к разговору молодой мужчина. — По-хорошему, нужно было просто дать человеку достроиться. Ведь кто-то же дал разрешение начать стройку? Или проследить, чтобы снесли все в срок. А мы мальчишками в детстве и не по таким зданиям лазили. Честно говоря, был бы я малым, я бы тоже в этот дом полез — из любопытства.
При этом дом родителей Артема не крайний по этой улице, как может показаться на первый взгляд. Дорога ведет дальше вдоль Печерского озера, в сторону микрорайона Казимировка. Метров через 500, на отшибе, есть «хутор»: современная коробка со спутниковой антенной и сплошным забором — то ли жилой коттедж, то ли офисное здание.
Оперативно получить комментарий у главного архитектора города Владимира Скачека о том, что это за новострой на отшибе в лесу, когда и почему запретили строительство на участках, где более полувека стоят дома и живут люди, не удалось.
Следователи задержали 42-летнего владельца заброшенного недостроя, в котором вчера погиб ребенок. Возбуждено уголовное дело за причинение смерти по неосторожности. По версии следствия, дом мужчина начал строить самовольно в 2008—2010 годах.
Погибшего на месте под рухнувшей плитой 10-летнего Максима похоронили сегодня, 2 ноября. Попрощаться с ним пришли родственники, близкие семьи, администрация школы, в которой учился мальчик.
Следствие продолжает разбираться в обстоятельствах дела.