Долг платежом страшен: новоселам предложили возместить деньги, похищенные главбухом ЖСПК
Не успели новоселы въехать в только что возведенный дом в Борисове, как им предложили «скинуться» по 1700 рублей с каждой квартиры. Таким образом кооператив хочет вернуть застройщику деньги, которые похитил главбух ЖСПК. Стимул поскорее расстаться с кровными у жильцов дома впечатляющий — только при условии полного возврата долга в их квартирах устранят вопиющие строительные недочеты.
Сколько воды притекло!
Долгожданный переезд в собственные «квадратные метры» обернулся для жильцов дома № 54 на улице Брилевской замкнутым кругом, разорвать который невозможно. Сначала выяснилось, что главбух ЖСПК обокрал кооператив и теперь «сброситься» для погашения долга местному УКСу нужно всей пятиэтажке. Чуть позже оказалось, что и долгожданный дом далеко не у всех живущих в нем язык повернется назвать крепостью.
— У нас на кухне по стенам вода течет, когда идут дожди. Все навесные шкафчики от гарнитура синие от плесени со стороны, которой примыкают к стене. На балконе — лужи, — перечисляет больные места своей квартиры Наталья Шестак и уверяет: — И это мне еще, можно сказать, повезло! У соседей куда большие проблемы. Особенно у тех, кто въехал в квартиру со строительной отделкой. Например, у моей соседки Надежды ламинат возле окна вздулся из-за сырости. А еще она мне жаловалась, что утром встает с кровати и идет по ковру, как по залитой росой траве. И стены у нее в ванной уже черные от плесени. У многих новая мебель испорчена этой плесенью. Одежду из шкафов приходится просто выбрасывать — она всегда сырая. Запах в квартирах ужасный, хоть проветривай, хоть нет. А ведь мы только в сентябре въехали в дом… Страшно представить, что будет дальше.
То, что с квартирами что-то не так, многие из их хозяев поняли почти сразу после переезда. Очень уже их, по словам Натальи, смутили наспех замазанные штукатуркой дырки в потолках. Когда одному из жильцов квартиры на первом этаже самому понадобилось просверлить отверстие для люстры, он был шокирован — из дырки хлынула вода! В итоге из плит перекрытия мужчина слил более 60 ведер жидкости. Последовавшие его примеру соседи теперь почти уверены: строители укладывали плиты, в которых стоял лед, не думая о качестве своей работы.
В общем, у жильцов накопилось к строителям немало претензий. И многие из них были оформлены документально. Однако, как выяснилось, это ничего не меняет. Ведь согласно договору генподрядчик — СУ-153 — вправе не оказывать гарантийные работы жильцам в случае задолженности ЖСПК перед строительными организациями. А она огромная — больше 184 тысяч рублей. И оплатить ее кооператив не в состоянии.
Долговая яма
Чтобы понять, почему ЖСПК не способен вернуть долг местному УКСу, необходимо сделать небольшой экскурс в историю строительства многострадальной пятиэтажки на улице Брилевской. Сам процесс шел гладко: будущие хозяева квартир, среди которых, кстати, большинство многодетных и льготников, исправно платили взносы в кооператив. Дом постепенно рос, прибавляя этажи. И мало кто догадывался, что все это время главбух ЖСПК… воровал деньги кооператива — перечислял их на вкладные счета своих нескольких родственников и одной знакомой. Как сообщили в КГК, суммы переводились под видом возврата необоснованно внесенных паевых взносов. При этом достоверно известно, что ни родственники, ни знакомая бухгалтера никогда не были членами ЖСПК. Зато они были людьми ответственными — регулярно обналичивали деньги и передавали их бухгалтеру. Таким образом он, обслуживающий счета шести ЖСПК в Борисове, «заработал» за два года более 200 тысяч долларов.
В июне этого года бухгалтера судили. Свою вину он признал, получил 6,5 года лишения свободы. Жильцы поговаривают, что мизерную долю похищенного бухгалтер все же выплатил УКСу, а на имущество осужденного наложили арест. Но и это, уверяют новоселы, не сдвинет их дело о долге с мертвой точки. Ведь, утверждают они, бухгалтеру просто нечем вернуть украденное — на эти деньги он (ходят такие слухи!) построил возле столицы коттедж, в который спешно прописал несовершеннолетних детей.
— Теперь конфисковать этот дом по закону не получится, — выносят свой вердикт жильцы новостройки.
Кто же погасит долг перед УКСом? Председатель кооператива Николай Климчик пока видит только один вариант — сами жильцы дома. Хотя, признается он, были и другие варианты:
— Можно было бы перевести долг на бухгалтера в судебном порядке. Но УКС не согласен с этим, потому что ему должен весь кооператив, а не лично бухгалтер. УКС предложил такую альтернативу: распределить выплаты кооператива на несколько лет — по графику, а потом выставить иск бухгалтеру в порядке регресса. Но тут уже жильцы не согласны. Они не хотят погашать по сути чужой долг. За свои-то квартиры они заплатили полностью. Поэтому пока советуемся с юристами, ищем пути решения проблемы. Денег в кооперативе практически нет. И на данный момент оплата долга самими жильцами — самый реальный вариант.
Новоселы, конечно же, не разделяют мнения Николая Климчика. Более того, часть из них обвиняет председателя кооператива в том, что он отстранился от решения проблемы и ищет самых легких путей.
Эксперимент, которого никто не понял
К слову, отдавать деньги УКСу жильцы все же начали — не по своей воле. Экономический суд Минской области, в который он обратился, признал требования застройщика в погашении долга обоснованными. В итоге УКС наложил ограничения на кооперативный расчетный счет — он находится на картотеке. Все деньги, которые жильцы будут перечислять за «коммуналку», переведут на счет УКСа и дальше генподрядчику.
— А наши долги перед коммунальными службами накапливаются, — объясняет Наталья Шестак и уверяет: соседи очень переживают, что совсем скоро из-за отсутствия оплаты им начнут начислять пеню и отключат дом от всех коммуникаций.
Впрочем, часть из этих неудобств, скорее всего, останется большинством жильцов незамеченной. Ведь у них и сейчас, по словам Натальи, практически не бывает горячей воды, а батареи теплые разве что на двух верхних этажах дома.
— Соседи интересовались, почему у нас не топят. Точнее, топят как-то выборочно. В моем первом подъезде теплые батареи только на 4−5-м этажах. А в двух подъездах нашего 6-подъездного дома вообще в каждой квартире холодные. Это председатель кооператива объяснил так: мол, дом — участник какого-то эксперимента в сфере ЖКХ. Какого — никто толком не понял, — признается Наталья.
Директор Борисовского УКСа Александр Старпович, конечно же, в курсе непростой ситуации вокруг долга, погашение которого пало на плечи новоселов. Ее он комментирует весьма кратко:
— Суд вынес решение. Все должны его выполнять. Я не могу действовать в ущерб своему предприятию.
Пока новоселам приходится своими силами справляться с проблемами в квартирах. Поклеенные строителями обои срывают с обжитых грибком стен, обрабатывают их спецсредством. Потолки «дырявят», чтобы слить воду с перекрытий. В общем, всеми возможными способами делают из дома свою крепость.