Учителя о том, какие реформы на самом деле нужны гимназиям
Министерство образования собирается реформировать работу гимназий. Экзамены после четвертого класса отменят. Планируется, что дети из обычных школ смогут поступать в гимназии после 9 класса. Учебные планы в школах и гимназиях (предварительно — по 9-й класс) будут одинаковыми. Педагоги и репетиторы рассказали TUT.BY, что думают о таких планах, а также оценили нынешнюю систему поступления в гимназии.
«Гимназии не закрывают, коллективы не увольняют — ничего трагичного не вижу»
Преподавателю и члену Общественного-консультативного совета при Министерстве образования Андрею Григорьеву озвученные планы по гимназиям не кажутся страшными. Он советует оставить эмоции и посмотреть на несколько лет вперед:
— Я наконец-то вижу некоторые подвижки в сторону реальной реформы образования. Это именно то, о чем я говорю уже два года. Система начинает напоминать британскую, как ни странно. Не вижу ничего трагичного еще и потому, что гимназии не закрывают, их коллективы не увольняют. А как это будет называться, школа или гимназия, — какая разница? В той же Великобритании есть масса школ, которые называются по-разному, но все равно работают в государственной системе. И это самое главное.
Педагог считает, что отмена вступительных экзаменов в гимназии после четвертого класса — тоже не трагедия.
— В той же Великобритании когда-то существовала похожая система. Дети в 11−12 лет сдавали экзамен, который разделял их на потоки. Если у тебя есть математические способности, ты шел по одному направлению, если гуманитарные — по другому. А если нет способностей — шел в какую-нибудь заштатную школу и получал заштатное образование. Потом там поняли, что в таком возрасте дети еще неспособны проявить себя. И благополучно от этого ушли. Поэтому ничего не вижу страшного в том, что отменяют вступительные экзамены.
Учебные заведения закрепляются за конкретными территориями и в США, и в Великобритании, отмечает собеседник:
— И в одной стране, и в другой этот принцип работает достаточно строго. Вплоть до того, что родители, недовольные государственными школами в своем районе, меняют район проживания. Но никто не возражает и не имеет ничего против. А США и Великобритания — лидирующие в мире страны по сфере образования.
Педагога немного волнует, каким будет качество программ с пятого по девятый классы.
— Насколько я понимаю, мы выводим единый государственный стандарт образования. Если так — что будет в этих программах, как они будут наполнены? Меня также интересует, как будет организован общенациональный экзамен после девятого класса. Но и тут ничего нового. В той же Великобритании после того, что соответствует нашему девятому классу, сдают общенациональный экзамен, чтобы поступить на профильное изучение предметов.
Пока не ясно, отмечает Андрей Григорьев, как будет организовано профильное обучение в десятых и одиннадцатых классах. Будут старшеклассники изучать только несколько профильных предметов для подготовки к вузам, или «опять будет каша из десяти предметов»?
— Возникает и вопрос о частных школах. Сейчас в той же Великобритании обсуждается момент, что частные школы имеют больший успех в образовании, потому что они как раз отбирают более талантливых людей. То есть, государству нашему нужно сделать следующий шаг. Если мы говорим о государственном образовании — значит, получите то, что есть. А для тех родителей, которые по каким-то причинам недовольны государственным образованием, нужно развивать систему частных школ. Школ, которые не привязаны ни к территории, ни к государственным программам, которые будут учить так, как родителям или детям нравится. Собственно говоря, дать возможность альтернативы. Вот если еще и это добавить, то у нас будет очень четкая, понятная, логичная система.
«Опять вернется бизнес — прописка возле гимназий»
Репетитор Евгений Ливянт считает, что последние новости фактически означают закрытие гимназий, а это — «преступление против народа».
Он критикует то, что в гимназии можно будет прийти «по прописке».
— Такое было еще в 2000-х годах, когда экзаменов в гимназию не было. Тогда они обязаны были брать всех по месту жительства, — напоминает Евгений Ливянт. — И была такая система: чтобы ребенка взяли, родители фиктивно снимали квартиру в том районе, к которому прикреплена гимназия, оформляли документы, будто там живут. Этот бизнес процветал, все о нем знали! Сейчас снова люди займутся этим идиотизмом и возникнет бизнес — прописка возле гимназий?
Собеседник говорит, что на месте директоров гимназий подавал бы сейчас заявления об увольнении.
— Потому что непонятно, по какому принципу брать детей в гимназию. Допустим, ребенок не прошел некий конкурс или ему не хватило мест. В этом случае недовольный родитель пойдет жаловаться куда угодно, что поступил тот, кто дал больше денег.
При этом репетитор согласен, что существующую систему приема в гимназии надо реформировать. Один из проблемных моментов — три годовые оценки за четвертый класс: по математике, белорусскому и русскому языкам. Сведения о них ученик подает вместе с документами. Все три оценки ставит учитель, который вел ребенка с первого класса, и, по мнению репетитора, может быть предвзят.
— Попробуйте поставить себя на место честного, добросовестного учителя, у которого даже нет каких-то личных интересов завышать оценку ученику. В этом году я разговаривал с учительницей начальных классов, которая сидела и рыдала после того, как узнала, что ее ученик не поступил в гимназию. Крепкий, сильный ученик, которому она поставила девятки, а не десятки, потому что честная и потому что на «десятку» ребенок не знает. А некоторые родители стимулируют учителей, директоров поставить оценку повыше — и это приводит к злоупотреблениям.
Нынешняя система отбора детей при поступления в гимназию не всегда соответствует и профилям учебных заведений, считает Ливянт.
— Представим, что речь идет про гимназию, которая известна математической подготовкой. Но экзамены там сдавать надо те же: два филологических и математику. Какой может быть результат? Ребенок сдает в гимназии русский и белорусский на «десятки», а математику — на «семерку». Итого 27 баллов. А другой ребенок пишет математику на «десятку», а русский и белорусский — на «восьмерки». Итого 26. И в математическую гимназию попадает филолог!
Задания на сегодняшних экзаменах в гимназии, говорит репетитор, «примитивные до невозможности».
— Во-первых, дети за год вызубривают эти диктанты и задачи, которые берутся из сборника. Да, это все большой труд. Но задачи вступительного испытания по математике, например, крайне простые. Среди них есть и очень легкие, задания первого уровня из пяти. Например, сколько углов в треугольнике. Я считаю, что гимназический уровень подразумевает задачи более сложные. А у нас выходит, что огромное число детей пишет математику на «десятки». Такого не должно быть. Ничего страшного, если ребенок самую сложную задачу и не решит.
По мнению Евгения Ливянта, гимназия только в старших классах — это слишком поздно. Поздно это и для того, чтобы определяться с профилем учебы:
— Послушайте, а спортсменов тоже готовить — только с 10 класса? Да их же с пяти лет начинают готовить! А музыкантов? А художников? Так почему математикам, химикам нельзя определиться раньше? Или тем, кто хочет плитку класть? Они часто очень достойные, толковые ребята, которым не нравится просто наука!
«Нужно решения принимать, опираясь на исследования, аналитику»
Автор нестандартных учебных пособий Анна Грановская говорит, что опечалена новостями.
— Потому что я вообще за то, чтобы решения опирались на научные исследования, серьезную аналитику, а не принимались, исходя из мнения человека, наделенного властью. Все нужно взвешивать. А у нас получается как? То убрали профильные классы, то добавили, то добавили двенадцатилетку, то убрали. Те же учебники новые за несколько месяцев — столько в них ляпов! Это несерьезный подход, профессионалы так не делают. Например, почему предлагают поступать в гимназии именно с девятого класса? С одной стороны, интересная идея, что человек к девятому классу гораздо более зрелый, чтобы решить: нужна ему гимназия или не нужна. С другой стороны, если человек все время живет без выбора, то он не знает, как это — по-другому учиться.
При этом Анна Грановская считает, что отбор в гимназические классы в последние годы превратился «в сплошную истерию».
— Тем более, что у нас родители не всегда к этим экзаменам адекватно относятся. Это серьезная психологическая травма для ребенка, который не поступил в гимназию, а ему сказали, что все, это конец света. Надо обсуждать, потому что экзамены после четвертого класса — это суперстрессовая ситуация для детей. Поэтому мой ребенок не пошел в гимназию, — улыбается Анна.
Она допускает, что учебные планы в гимназиях и обычных школах сегодня практически одинаковые.
— Но, положа руку на сердце, могу сказать, что в гимназиях дети лучше мотивированы к учебе. Наверное, это связано с подбором коллектива. Но, знаете, бывают гимназии, где человек человеку — волк, а в такой ситуации успеваемость может быть хуже, чем в обычной школе. Это все очень индивидуально и не факт, что в гимназиях лучшее образование.
Однако, перевод гимназий в статус обычных школ, считает собеседница, лишает родителей и учеников выбора.
— На мой взгляд, все учебные заведения должны дать детям знания, научить детей дружить, научить тому, что пригодится в жизни. Но есть дети, у которых очень высокий интеллектуальный потенциал и его надо реализовывать. Есть звездочки, которые очень хотят и любят учиться. Для них должны быть какие-то школы или классы — обязательно.