"Баранина - это традиционное белорусское мясо". Как разводят "органических" овец
«Ты есть то, что ты ешь» — известный постулат. В последние годы многие люди, особенно на Западе, стараются употреблять в пищу так называемые органические продукты, полученные с минимальным использованием пестицидов, химических удобрений и кормовых добавок (или вообще без них). Это направление постепенно развивается и у нас. TUT.BY и сеть гипермаркетов Green начинают новый проект «Дары фермерства». В нем мы расскажем о белорусских хозяйствах, которые поставляют экологически чистые продукты в магазины сети.
Недалеко от Минска, возле деревни Мостище в Логойском районе, находится КФХ «ЭкоФол». Бизнес в сфере органического сельского хозяйства Николай Аванесов организовал вместе с тремя друзьями. Каждый компаньон ведет свое направление в многопрофильном фермерском хозяйстве. К такому шагу его подтолкнула сама жизнь — сын страдал от аллергии и астмы. Мужчина заметил, что приступы пропадают, когда ребенок живет в деревне у бабушки или отдыхает на природе. После домашней, сельской еды ночи проходили спокойно. Стоило только вернуться в Минск — малыш снова начинал страдать от удушья и «высыпаний» на коже.
«Сначала дешевле выходило пойти и купить на рынке»
— Тогда я захотел организовать правильное питание для своей семьи, — вспоминает соучредитель хозяйства. — Предложил заняться этим своему институтскому другу, он идею поддержал. Мы начали с личного подсобного хозяйства в Боровлянах — завели кроликов, кур, гусей, уток, индюков, перепелов. Растили их для себя и близкого круга знакомых. Хотели просто попробовать, как это.
По словам собеседника, до этого с сельским хозяйством они не сталкивались вообще, поэтому было непросто.
— Сразу ничего не получалось, и ни о какой экономике речи вообще не шло. Проще было пойти и купить мясо на рынке раза в 2−3 дешевле. Но мы понемногу набрались опыта, что-то изменяли и по итогу из животных оставили только кроликов. А два с половиной года назад решили превратить свое занятие в бизнес.
Сперва Николай закончил годовые курсы по органическому сельскому хозяйству, которые организует Центр экологических решений, и был в числе первых выпускников. Затем компаньоны связались со старыми друзьями, один из которых помог найти землю в Логойском районе. Исполком, ознакомившись с бизнес-планом, выделил более 50 гектаров на территории давно закрывшейся молочно-товарной фермы.
— Два здания бывших телятников мы переоборудовали под крольчатники, — делится Николай. — Тогда же занялись поиском молодняка овец по Беларуси. Были и печальные истории. Как-то везли ягнят, которых купили по всем правилам: с документами, справками и так далее. Но не выписали товарно-транспортную накладную на перевозку фактически от себя к себе. Так оказались в суде, получили штраф. В налоговой и милиции над нами только посмеялись.
«В Беларуси идеальный климат для выращивания овец»
Само хозяйство сейчас выглядит, как одна большая стройка. Рядом с бывшим телятником снуют рабочие, тракторист прокладывает коммуникации… В одном из новых крольчатников «заселение» уже прошло, на очереди — второй.
Овчарня находится чуть поодаль. Большое деревянное здание возводили с нуля своими силами. В разгар дня помещение почти пустует — остались только овцы, которые недавно ягнились, и несколько подготовленных на убой особей. Животные отдыхают на толстом — около метра высотой — слое соломы. За лето из него формируется экологичная подстилка, которая обогревает овец зимой. Вообще, вмешательства в «личную жизнь» животных здесь практически нет — все контролирует сама природа.
— Они сами размножаются, сами ищут себе корм, — объясняет Николай. — Поле мы засадили непротравленными семенами ржи, ячменя и тимофеевки, в лесу овцы ищут себе ту пищу, которая им необходима. Комбикорм мы не используем. Что касается прививок, то делаем только те, без которых не обойтись, например, от пастериллеза и бурцеллеза. Еще применяем комплексную вакцину от вирусных заболеваний.
Фермер отмечает, что земля около Логойска отличная.
— Во-первых, рядом нет химических производств. Во-вторых, хозяйственная деятельность на земле не велась более двадцати лет, поэтому мы очень быстро получили сертификат Organic Standart (украинско-швейцарской организации, которая занимается сертификацией ферм, производящих органические продукты — прим. TUT.BY). О климате даже сказать нечего — для выращивания овец в Беларуси он просто идеален.
Сегодня часть стада на выпасе в близлежащем подлеске. За пастухов — ветеринар Руслан Фицнер и пес.
— Я в сельском хозяйстве уже давно, — рассказывает специалист. — Правда, овцами занимаюсь впервые, раньше специализировался на крупном рогатом скоте и свиньях. Разницы особой не замечаю, баран — это как маленькая корова. Только эти животные еще и лечатся сами, например, когда нужно вытравить глистов, едят полынь. Я сам собираю пижму и зверобой, потом готовлю из них отвары. Фармацевтику используем только если существует угроза жизни животного.
В восемь утра животных выгоняют на выпас, в обед они возвращаются в овчарню на водопой, а потом — назад в поле. Ночевки тоже проходят в овчарне. Глубокой зимой овец на выпас обычно не выгоняют, хотя меняющийся климат и неприхотливость в еде позволяют им пастись практически круглый год. Объемы убоя небольшие — поставки в сети происходят два раза в неделю. Обычно это меньше десяти тушек. Около 50% из них поставляют в гипермаркеты сети Green.
— Основная концепция нашей сети — экологический формат, правильные продукты питания, — рассказывает Анатолий Кирилюк, ведущий специалист отдела закупок ООО «ГРИНрозница». — Постоянно расширяем ассортимент товаров с соответствующими сертификатами. Решение о появлении баранины на витринах нам помогли принять сами покупатели — как говорится, спрос рождает предложение. Мы исследовали спрос на «обычное» мясо овец, результат был положительным. Поэтому решили продавать еще и органическую баранину.
С выбором поставщика долго не думали — фермерских хозяйств, которые прошли органическую сертификацию, в Беларуси не так и много. А производителей мяса из них — еще меньше. КФХ «ЭкоФол», фактически, создает эксклюзивную продукцию. Мы довольны сотрудничеством, они очень надежные партнеры.
«Баранина как мясо с Кавказа — стереотип»
Из 70 овец, закупленных по всей Беларуси, поголовье уже выросло до полутысячи. При этом Николай говорит, что полноценным бизнесом их дело до сих пор назвать нельзя — хозяйство работает то «в ноль», то с небольшим плюсом, то, наоборот, в незначительный минус. Из-за небольших объемов стоимость баранины остается достаточно высокой, причем прибыль «размываются» и по другим организациям. К примеру, в хозяйстве нет собственной бойни. Чтобы найти партнера, мужчина обзвонил 150 учреждений в Минской области. Только в одном согласились помочь, но оно находится в 130 километрах от Логойска. Транспортные расходы и другие услуги сильно повышают стоимость продукции, особенно когда речь идет всего о пяти-шести тушках.
— Наша главная проблема сегодня — это совсем не сбыт, — рассказывает Николай. — Законодательство в этой сфере пока нельзя назвать совершенным. Главный принцип органического животноводства — минимум вмешательства. А ветеринарные требования говорят, что нужно постоянно делать животным инъекции, прививать от всего подряд, сдавать огромное количество анализов.
За примером Николаю далеко ходить не нужно.
— Овцы пасутся на участке земли, который 20 лет не возделывался. Там растут полынь, одуванчики, крапива, — сорняки, в общем говоря. Мы специально его не обрабатываем, так как для этих животных это нормальный и даже необходимый рацион. Однако местные власти интересуются: «Почему не возделываете землю?» Вынуждены объяснять, что у нас другой принцип работы. Хотя вообще к нам относятся с пониманием. При этом все государственные анализы наша продукция проходит вообще без каких-либо вопросов.
«Экофол» — одно из первых хозяйств в Беларуси, которое получило тот самый международный сертификат Organic Standart. Даже сейчас в стране таких их всего 12. Тем не менее, по словам Николая, эко-продукция в Беларуси нуждается в большем продвижении.
— Белорусы вообще относятся к баранине скептически, хотя это их национальная еда, — утверждает соучредитель хозяйства. — Огромное количество блюд в старину готовилось из этого вида мяса (тот же пячисто), а по популярности он входил в топ-три вместе со свининой и говядиной. До Второй мировой войны поголовье овец в Беларуси достигало двух миллионов голов. Сейчас — в лучшем случае 100 тысяч. Однако потом появился стереотип, что баранина используется только в кавказских блюдах. Советское руководство также считало, что в БССР лучше всего растить свиней. Вот и пришли к тому, что имеем.
«Главное, чтобы белорусы могли покупать свое»
Обслуживанием хозяйства занимается около десяти человек. Ряд функций передан на аутсорсинг: например, бухгалтерия и юридическая работа. Средняя зарплата — 700−800 рублей.
— У нас законодательство заточено на большие хозяйства, у которых есть штат ветеринаров, протоколы испытаний, санитарные и гигиенические разрешения, сертификаты соответствия и куча других документов, — объясняет Николай. — Когда мы начинали этим заниматься, то были в «розовых очках». Смешно об этом говорить, но шли с конца — разрабатывали логотипы для нашей продукции. Прочитали закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и думали, что все будет просто.
Фермер признается, что на деле это не всегда работает, как надо, — часто нужно бегать по кабинетам, собирать десятки документов.
— С другой стороны, администрация района к нам всегда относилась позитивно, оттуда даже звонили с вопросами, чем могут помочь.
В планах хозяйства — организовать собственную бойню. Это позволит значительно уменьшить расходы. Кроме того, важен и моральный момент — органическое животноводство подразумевает принцип не причинения животному страданий.
— Несмотря на все трудности, мы не сдаемся, — говорит Николай. — Делаем это ради того, чтобы у нас в стране была возможность купить в магазине качественную, экологически чистую и — главное — белорусскую баранину. В этом плане нам нравится подход сети Green, так как они со своей стороны занимаются продвижением органических продуктов в Беларуси и помогают фермерам в их пути к конечному потребителю.
— Баранину КФХ «ЭкоФол» мы продаем под собственным брендом «Местное известное» — это торговая марка правильного питания, — рассказывает Анатолий Кирилюк. — Вся продукция — натуральная, выращена на экологически чистых территориях, как в Беларуси, так и за ее пределами. Товары под этим брендом отличаются от своих аналогов. Все они имеют сертификат «Натуральный продукт», являются результатом органического земледелия или как минимум произведены без использования ГМО, пищевых добавок и усилителей вкуса. Вообще, в потреблении органических продуктов у нас прослеживается положительная тенденция. Все больше покупателей читают состав товара, обращают внимание на маркировку, знаки качества. Как итог — делают свой выбор в пользу экологически чистых. А вот белорусских производителей рынке пока мало. Надеемся, что с принятием закона об органическом земледелии их число увеличится. Пока же — открыты к сотрудничеству с теми, кто уже работает в этой сфере.
Партнер проекта:
Сеть гипермаркетов «Green» - социально ответственная компания, которая заботится о здоровье и благополучии нации.Основная задача Сети гипермаркетов «Green»-обеспечить белорусов возможностью комфортно покупать качественные товары в современных магазинах.