Сокольницкий поселок: сельский уголок, уничтоженный каменным городом. "Витебск моего детства"
Татьяна Черкасова (Старостенко) в конкурсе «Витебск моего детства» рассказывает о старом Сокольницком поселке (не путать с новым витебским микрорайоном Сокольники). На месте многоэтажек в районе поликлиники № 3 раньше были частные дома. В садах росли яблоки-груши, а в палисадниках картошка. Люди жили и не знали, что на все это вскоре наступит каменный город с его цивилизацией.
Мое детство и юность прошли в Витебске в Сокольницком поселке. Новое поколение горожан, возможно, не знает, что на месте современного квартала: проспект Победы — проспект Строителей — улица Петруся Бровки — проспект Московский — был частный сектор. После войны там разрешили застройку.
Не знаю, почему этот район получил такое название, но с нынешним поселком Сокольники, что находится между Билево и агрогородком Октябрьская, он ничего общего не имеет.
Мой отец-фронтовик перебрался из деревни в город и построил дом в Сокольницком поселке. Туда в 1956 году из роддома, что был на Сенной площади (ныне улица Богдана Хмельницкого), и принесли меня.
Почти все жители поселка знали друг друга, часто это были родственники. Недалеко от нашего дома жила моя родная тетя с семьей.
Мы жили на 5-й Сокольницкой улице. Сейчас это место за магазином «Веста», который раньше назывался «Каунас».
Почему-то до сих пор там остался пустырь, даже сохранились яблони наших бывших соседей. Мой отец, посещая поликлинику № 3, всегда заходил на свой «хальварак» — так он называл это место.
Московский проспект раньше называли Смоленским шоссе. От него к нашей улице вела улица 2-я Сокольницкая, по ней мы ходили на автобусную остановку. Помню, что в межсезонье пройти по ней было нельзя: разбитые колеи и хлюпающая грязь. Многие шли до остановки в резиновых сапогах, а потом переобувались в хорошие туфли. Некоторые даже оставляли сменную обувь в ближайших кустах.
Интересно, что в современной застройке города эту улицу, можно сказать, повторяет внутридворовой проезд между домами № 37 и № 39 на Московском проспекте.
На месте дома на Московском, где сейчас книжный магазин «Ровесник», раньше был торговый объект, который в народе называли «Лобатый» — из-за специфической крыши.
Возле магазина была синяя пристройка, где торговали мороженым. Она просматривалась через всю улицу Новосокольницкую, и мы, дети, выбегали и смотрели: открыто ли там окошко. И если открыто, то бежали за мороженым в стаканчиках, к которому еще полагалась палочка.
Примерно там, где сейчас поликлиника № 3, была ветлечебница. В ее здании имелся телефон, и все жители Сокольницкого поселка бегали туда вызывать скорую помощь, даже ночью.
Чуть позже по Новооршанскому шоссе (в районе бывшего магазина «Каунас) построили заправку. Возле нее обычно садились на попутку наши родственники из деревни.
На месте 12-й школы раньше размещался какой-то тщательно охраняемый военный объект. Территория возле него была заболочена.
Там, где сейчас Ледовый дворец, было озеро. Туда приезжали отдыхать со всего города. Рядом находились большие теплицы от ботанического сада. Мы, дети, часто с любопытством рассматривали через стекло экзотические растения. Иногда нам разрешали войти внутрь. Я до сих пор помню тот воздух, пальмы и разные незнакомые, но очень красивые цветы.
Школьники из Сокольницкого поселка ходили в СШ № 11. Позже построили 31-ю школу, и нас, будущих учеников, привлекали к уборке нового здания. Помню, как мы с девочками мыли пустой бассейн.
В 1965 году построили Витебский технологический институт (сейчас университет). Моя мама работала там техничкой с момента его открытия до своей пенсии.
С появлением института в поселке стали снимать комнаты иногородние студенты. Помню, что у нас почти всегда жили заочники. Моя мама никогда никому не отказывала и никогда не брала с них плату. И это в то время, когда у нас, кроме своей семьи из пяти человек, постоянно жил кто-то из родственников.
Некоторые студентки стали нам как родные, и мы до сих пор поддерживаем отношения. Например, со Светланой из Бреста.
Мой отец работал на меховом комбинате, был депутатом городского совета и хорошим гармонистом. Поэтому на все государственные и семейные праздники (а часто и без повода) многочисленные родственники, а иногда и соседи, собиралась у нас дома. Все умели хорошо петь, танцевать и шутить.
Мой двоюродный брат Николай, который жил на соседней улице, после школы стал моряком. Когда он приходил в отпуск, то гуляло полпоселка: родня, соседи, молодежь. Тогда нам не нужны были аниматоры и тамада: все умели сами себя развлечь.
Возле нынешней поликлиники № 3 росло много тополей (они еще кое-где даже сохранились). Туда я ходила на первые свидания с моим будущим мужем Валентином. Мы познакомилась с ним на танцах в парке имени Ленина (теперь там зоопарк).
В районе современного проспекта Строителей (рядом с проспектом Черняховского. — Прим. TUT.BY) находился аэродром. Там часто проходили различные спортивные мероприятия с выездной торговлей. Это тоже было место массового отдыха для жителей Сокольницкого поселка. Бывало, что во время показательных выступлений парашютистов заносило ветром прямо на наши дома.
В 1975 году наш поселок стали сносить. Нам дали квартиру в доме № 9 корпус 1 на улице Чкалова. Мы переезжали в начале лета. Мама копала еще мелкую картошку в палисаднике и плакала. А я тогда не понимала ее слез, радовалась, что будем жить в комфорте. Вещи переносили в новую квартиру через аэродром на руках или каких-то тележках.
Жителей нашего поселка расселили в домах поблизости друг от друга, поэтому мы имели возможность видеться.
В 1976 году я вышла замуж, это была первая свадьба в нашем доме. И все восемь подъездов дома отмечали это событие во дворе на детской площадке.
Волею судьбы сейчас я живу на улице Петруся Бровки — совсем недалеко от места, где когда-то стоял наш дом, в котором мы с сестрами родились, вышли в люди, и откуда, благодаря моим родителям, получили путевку в жизнь многие мои родственники.
Сейчас наш Витебск совсем другой. Но это уже история моих детей и внуков.
Келья стала квартирой и как встречали Пасху во время безбожия. «Витебск моего детства»
Как отдыхали «чапаевские» парни и девчонки. «Витебск моего детства» от Светланы Мишурной
Жареные бананы и «горка-бомбоубежище». «Витебск моего детства» от Елены Горидовец
«Витебск моего детства». Разноцветные куры, трамвай-«тарахтелка» и игра в «копеечку»
«Витебск моего детства». Улица Толстого, на которой стирали белье и разносили молоко
Район FRZ: самовольный стадион и жесткие футбольные «зарубы». «Витебск моего детства»
Куда делось обращение заводчан к потомкам? «Витебск моего детства» от Сергея Тарасевича
Площадь Победы с деревьями и чудо-оранжерея в ботаническом саду. «Витебск моего детства»
Дом з чараўнікамі. «Віцебск майго дзяцінства» ад Святланы Баранкоўскай
Свержение Буратино. «Витебск моего детства» от Александра Веледимовича
Кафе, где продавали кумыс. «Витебск моего детства» от Елены Воробей
Старую добрую площадь Победы хранит семейный альбом. «Витебск моего детства» от Алеси Ивановой
Памятник медвежьей семье и коммуналка с чудным видом на город. «Витебск моего детства»
Юрьева горка: тарзанка, рваные портфели, мотокросс. «Витебск моего детства» от Людмилы Полещук
Мальцы, Бендер и киносамолет. «Витебск моего детства» от Вячеслава Настецкого
Район Москали: бойцы в сарафанах, «мумии» немцев, «блатата». «Витебск моего детства»