Гении на распределении. Куда отправили лучших белорусских выпускников?
15 августа молодые специалисты начинают работать по распределению. Naviny.by узнали, где будут работать выпускники, которые поступали в университеты с рекордно высокими баллами.
Программистов без проблем распределяют в частные компании
Выпускник 2012 года гимназии № 4 Барановичей Андрей Соболь в этом году закончил БГУИР и получил одну из самых престижных технических специальностей — информатика и технологии программирования.
Андрей был членом команды Belarusian SUIR#2, участвовал в международных олимпиадах по программированию. Получил от ректора Михаила Батуры свидетельство специального фонда президента Республики Беларусь по социальной поддержке талантливых учащихся и студентов.
Когда был абитуриентом, о своем абсолютном результате по математике Андрей написал «Вконтакте»: «100 — сбылась мечта идиота».
Позже добавил, что «в сравнении с олимпиадой на ЦТ были детсадовские задачки».
«На нашем факультете распределение происходит легко, — рассказал Naviny.by Андрей Соболь. — Большинство студентов находит работу еще на четвертом курсе. К моменту распределения можно принести справку из компании о том, что она готова принять на работу и туда автоматически распределят».
Ранее, рассказал Андрей, были ограничения по фирмам, которые могут претендовать на то, чтобы к ним распределили выпускников, но теперь ограничения сняты. Андрей получил работу в белорусском Яндексе.
Пока учился, жил в общежитии, теперь снимает квартиру. Говорит, работа позволяет полностью себя обеспечивать.
Одним словом, БГУИР не разочаровал — на выходе студент получил то, на что рассчитывал: «Университет дает фундаментальное образование, дает ресурсы. Далее на первый план выходит самостоятельная подготовка. Компании вкладывают в университет, потому что видят, что это выгодно».
Андрей говорит, что хорошая база после обучения в средней школе, безусловно, помогла в учебе. Однако на первых курсах нужно быть усидчивым: «Есть примеры, когда очень крутые ребята не находили в себе сил на учебу в БГУИР».
Так случилось с Юрием Геращенко, который блестяще сдал ЦТ в 2012 году — 92 балла по математике, 88 по физике. До третьего курса учился на дневном отделении в БГУИР, но потом что-то пошло не так. Ушел из университета, а потом восстановился платно на дистанционное обучение. Заканчивает в следующем году.
Пока работу найти не может, хотя ничего более интересного, чем сфера IT, для себя не видит. Иногда парню не хватает знаний языков программирования, иногда иностранного языка. Но надежды он не теряет.
Работу сложно найти даже сильным выпускникам
Татьяна Барановская показала один из лучших результатов на централизованном тестировании в 2012 году— 100 баллов по русскому языку, 100 баллов по истории Беларуси и 98 баллов по английскому языку. Девушка окончила переводческий факультет Лингвистического университета. Будет работать в агентстве переводов, ее специализация — синхронный перевод.
Работу Татьяна нашла сама: «Я искала работу целенаправленно, сотрудничала с работодателем. Не знаю, как распределили других. У нас только с английским языком было чуть больше 30 переводчиков».
На вопрос, нужно ли отменить распределение, выпускница ответить затруднилась: «В любом случае надо было бы искать место работы. Уже очевидно, что рабочие места находить сложно. Заявок на нас почти не было, работу искали сами».
Провизорам после распределения платят по 300 долларов
Анна Кисляк в 2012 году произвела фурор в Белорусском государственном медицинском университете. Она набрала максимальную сумму баллов среди всех абитуриентов БГМУ — 395 из 400 возможных. Тогдашняя выпускница брестского лицея № 1 имела очень высокие результаты по ЦТ — биология и русский язык — по 98, а по химии у девушки сертификат на 100 баллов.
В этом году Анна закончила фармацевтический факультет с красным дипломом и средним баллом «9». Будет работать провизором в аптеке в Минске: «Меня распределили в аптеку, буду работать на кассе. К моменту распределения у меня была минская прописка, так что высокий средний балл, как мне кажется, не повлиял на место распределения. Если бы не было столичной прописки, распределение в Минск было бы для меня закрыто. Это негласное правило университета».
Об учебе Анна говорит, что было тяжеловато: «К последнему курсу начинаешь осознавать, сколько бесполезного пришлось выучить и как не хватает того, что действительно пригодится в будущем. Базовые знания дает университет, но для работы знания я получала на практике в аптеке, куда в итоге и распределились».
Анна — интерн, то есть в течение полугода будет еще учиться на работе. И только через шесть месяцев и начинается работа по распределению в течение двух лет.
О провизорах и фармацевтах говорят, что они запоминают тысячи названий, обладая особой памятью.
«Это приходит не сразу, — говорит Анна. — Есть опытные работники, которые не только названия помнят, но и цены. Причем реагируют очень быстро — многие люди приходят в аптеку и спрашивают таблетки, о которых помнят только то, что они беленькие».
Последние годы учебы Анна жила в общежитии, теперь снимает квартиру — помогают родители: «Хочется, конечно, постепенно переходить на свой хлеб, но не все сразу».
Тот же фармацевтический факультет БГМУ закончила в этом году и Христина Волынец, которая в 2012 году окончила гимназию № 4 города Барановичи и набрала на ЦТ 85 баллов по белорусскому языку, 95 — по биологии и 100 — по химии.
Христину распределили в аптеку в Барановичи, после интернатуры она рассчитывает получать 600 рублей в месяц.
«Я сама решила уехать домой. Даже если бы у меня был выбор — оставаться в Минске или ехать в Барановичи, я бы уехала домой. Мне не хочется отдавать половину заработной платы за съемное жилье в столице», — говорит девушка.
Христина говорит, что получила ту работу, на которую рассчитывала: «У нас были выпускники, которых распределяли и на фармацевтические предприятия, и в научные институты, кто-то поступил в магистратуру. Хотя в основном все попали в аптеки. Заявок от аптек было больше, чем выпускников, так что потребность в специалистах большая. И полностью запрос в провизорах от государственных аптек и предприятий не удовлетворяется. И это при том, что база интернатуры государственная. У нас только одна девочка взяла свободный диплом».
Остаться в городе — за счастье
В этом году Медуниверситет закончила и Анастасия Белянская, которая в 2011 году показала наилучший в стране результат при поступлении в медицинский вуз — 388 баллов. Выпускница барановичской гимназии № 2 училась на лечебном факультете. После второго курса Анастасия вышла замуж.
После 5 курса прошла в субординатуру по акушерству и гинекологии. Распределена в 28 поликлинику Минска врачом акушером-гинекологом: «Все сложилось именно так, как я и хотела».
Людмила Колоцей из Гродно стала студенткой в 15 лет. В 2011 году она показала лучший результат при поступлении в Гродненский медуниверситет, набрав 379 баллов.
Университет закончила с красным дипломом, была стипендиаткой Специального Фонда президента.
В профкоме студентов Naviny.by сказали, что девушку распределили гродненскую поликлинику № 6, а интернатуру она будет проходить в Гродненской областной больнице. На вопрос, не слишком ли скромное распределение для такой блестящей выпускницы, работник профкома сказала: «Зато в Гродно. Это для многих выпускников было недоступно».
В Дорожной карте, которую подписала Беларусь при вхождении в Болонский процесс, рекомендуется предельно сократить количество выпускников, которые подлежат распределению. Исключение могут составлять лишь те, кто обучается по дефицитным специальностям.
Правозащитники предлагают предоставлять рабочее место по запросу и желанию выпускника любой формы обучения, а статус молодого специалиста, а также все льготы и гарантии обеспечивать не только выпускникам бюджетной формы обучения, но и платной.
Поскольку Беларусь не выполняет положения Дорожной карты, Общественный Болонский комитет считает необходимым продлить срок выполнения, чтобы Беларусь имела возможность выполнить свои обязательства. Для этого нужно изменения в законодательстве, в частности, в Кодексе об образовании.