Кто такой Войнилович и почему он отказался от предложения Столыпина
МИНСК, 19 июн — Sputnik. Члены комиссии по наименованию и переименованию проспектов, улиц, площадей и других частей Минска проголосовали за присвоение имени Эдварда Войниловича скверу близ костела Святого Симеона и Алены. Войнилович был не только основателем одного из самых красивых минских костелов — Красного, но и видным политическим деятелем Беларуси. В 1918 году во времена немецкой оккупации от имени местных помещиков выступил с планом восстановления Великого княжества Литовского. А в свое время он даже отказался от выгодного предложения Столыпина стать заместителем министра сельского хозяйства Российской империи.
Сейчас многие минчане знают Войниловича главным образом как основателя Красного костела. Чем еще знаменит белорус, и почему коммунистическая партия долгое время выступала против присвоения скверу его имени, читайте в обзоре Sputnik.
Чьи имена носит Красный Костел
Эдвард Войнилович, общественный, политический деятель, меценат в тридцать пять лет женился на Олимпии, и вскоре в семье появилось двое детей — Симеон и Елена (Сімон і Алена). Преждевременная кончина обоих детей стала для семьи Войниловичей трагедией: в двенадцать лет умер Симеон, а в канун своего девятнадцатилетия скончалась Елена. В память о них Эдвард Войнилович решил соорудить на собственные деньги костел — восемь лет католическая община Минска пыталась добиться от властей города права построить храм, и лишь в 1905 году им это удалось. Место, выбранное для строительства Красного костела, который носит имена святых Симеона и Елены — покровителей умерших детей, тогда не было городским центром. Меценатская помощь семьи Войниловичей значительно ускорила строительство.
Автором проекта выступил польский архитектор Томаш Пайздерский. В 1908 году основные строительные работы были завершены, а в 1909 году на костел подняли колокола. В 1910 году строительство было окончено, и архиепископ Ключинский освятил храм.
Кстати, Войнилович выступал спонсором строительства не только костелов, но и православных церквей. Благодаря ему в деревне Мокраны возвел православную Георгиевскую церковь, а неподалеку — католический костел.
Войнилович и белорусизация
В 2015 году были собраны больше двух тысяч коллективных обращений граждан за присвоение скверу за костелом Симеона и Елены имени Войниловича. Против высказались лишь 113 минчан. Противники переименования, утверждали, будто этот общественный деятель — сторонник полонизации и присвоение скверу его имени может даже "привести к ссоре с Россией". Главными противниками присвоения скверу имени Войниловича были коммунисты из партии "Справедливый мир" (партия Сергея Калякина), по их мнению у Войниловича были пропольские настроения. На деле же он выступал меценатом белорусской литературы, открыто осуждал Рижский мир, который привел к разделу Беларуси и передаче ее части Польше.
Сам Войнилович вспоминал, что белорусским языком владел в той же степени, что и польским, и говорил на нем со своими работниками.
"В течение десятилетий я был в постоянном контакте со всеми проявлениями белорусского движения, вначале в Минске, где приходилось встречаться с Луцкевичем и Костровицким (увечным), а затем в Вильнюсе и Петербурге — с Ивановским, Шипилло. Изо всех белорусских объединений, принимая в них участие материально, я, в конце концов уходил, так как их деятельность, которая начиналась с самопознавания и национального возрождения обычно в конце приобретала социалистическое направление", — писал Войнилович и признавал, что с социалистическими настроениями не мог согласиться.
Войнилович и Столыпин
Войнилович получил хорошее образование. Окончив с медалью Слуцкую гимназию, в 1865 году он поступил в Петербургский императорский технологический институт. В 1872 году стал слушателем Сельскохозяйственной академии в Прушкове (Польша), стажировался на заводах Германии и Бельгии, позднее работал инженером-технологом на Путиловском заводе в Петербурге.
Войнилович был специалистом в сельском хозяйстве, и его знания признал даже знаменитый министр Петр Столыпин. Он предложил Войниловичу должность своего заместителя — вице-министра сельского хозяйства Российской Империи, но белорус отказался.
Революция усложнила жизнь семьи Войниловичей. Он участвовал в заседаниях Рады БНР, в 1918 году в условиях немецкой оккупации от имени местных помещиков выступил с планом восстановления Великого княжества Литовского.
Уехав в Варшаву, он стал одним из организаторов "Союза поляков из белорусских окраин", а в апреле 1919 года участвовал в преобразовании "Союза помещиков Минской губернии" в "Союз помещиков Литвы и Беларуси в Варшаве". В конце августа 1919 года Войнилович вернулся в Беларусь и обосновался в собственном поместье Савичи. Белорусский съезд Слуцка, который поднял Слуцкое восстание, проходил 14 и 15 ноября 1920 года в доме Эдварда Войниловича в Слуцке.
Когда Слуцк отошел под контроль большевиков, белорус вынужден был выехать в Польшу. В 1928 году он скончался в польском Быдгоще. На его надгробным памятнике написано: "Изгнанный из своей земли Рижским договором, я вынужден был ходить по чужим полям". В 2006 году прах Войниловича был перезахоронен в Красном костеле.
Католическая церковь с 2016 года готовит документы о его беатификации — процесс причисления умершего к лику блаженных. Его следует отличать от канонизации, которая является процессом причисления праведника к лику святых. Процесс беатификации предваряет канонизацию.