Почему Минску не избежать летних подтоплений и зачем тракторы "гоняют воду" после ливней
Во время летних ливней некоторые столичные улицы традиционно подтапливает. Как с этой проблемой борются и почему ее не удалось полностью решить, агентству «Минск-Новости» рассказал директор «Горремливнестока» Юрий Субботин.
Субботни говорит, что Минске насчитывается около 130 мест подтоплений. Но ливень почти никогда не обрушивается на весь город одновременно, поэтому подтапливает то одни, то другие участки.
— Проблема проявляется, когда выпадает 20−28 мм осадков за 1−1,5 часа, а это значит, что на каждый квадратный метр выливается 2−3 ведра воды. В таких случаях подтопления неизбежны. Чтобы понять, как работает ливневка при обильных осадках, представьте себе раковину на кухне: пока моете посуду, вода сходит нормально, но если влить сразу ведро воды, придется подождать, пока она уйдет.
Еще одна причина подтоплений в том, что забиваются дождеприемные колодцы: пошел сильный ливень — смыл с зеленой зоны бумагу, пакеты, листву, а это все закрывает решетки, и вода перестает нормально проходить. Увидеть под ней, где и что забилось, нереально, поэтому «Ремавтодоры» пускают в таких ситуациях тракторы, чтобы те очищали решетки. При этом доводится слышать от жителей реплики, мол, пустили технику, чтобы воду гоняла.
Мгновенного схода дождевой воды в канализацию также не получится тогда, когда обильные осадки выпадают на возвышенности и в низине одновременно. Пример — ситуация, которая возникла в прошлом году в Ждановичах. Коллектор в этой части города расположен на 42 метра ниже, чем в Каменной Горке. Прошел сильный ливень в Каменной Горке, труба заполнена, естественно, она не в состоянии принимать воду из Ждановичей. Или другой пример: у нас есть коллекторы, которые ведут воду из Уручья к пруду-регулятору на улице Инженерной. И вот, когда в Уручье прошел ливень, а в Заводском районе тоже идет дождь, даже не такой сильный, вода просто не сможет сразу сойти в коллектор, потому что он заполнен стоками из Уручья.
Некоторые же связывают подтопления Минска с некачественной очисткой сетей дождевой канализации. Субботин говорит, что кроме них содержанием дождевой канализации в Минске занимается еще 11 предприятий: все «Ремавтодоры», управление «Центр» и «Гордорматериалы».
— В их ведении находятся маленькие сети с сечением трубы меньше 1 метра, дождеприемные решетки. Общая длина ливневки Минска — 1750 километров. При этом «Горремливнесток» обслуживает 320 километров сетей — коллекторов диаметром от 1 до 2,5 метров.
Что касается сетей «Горремливнестока», все коллекторы, согласно нормативам, проходят обследования раз в год. Тогда выявляем, нужно ли что-то где-то ремонтировать, заделывать, и выполняем необходимые процедуры. Текущее же обслуживание сетей дождевой канализации — круглогодичный процесс. Легче всего работать зимой, когда уровень грунтовых вод ниже, а в самих трубах воды минимальное количество. Ведь в большинстве крупных коллекторов постоянно идет движение воды: грунтовой, дождевой. Если летом вода в них находится на уровне 40−50 сантиметров, то зимой — 5 сантиметров. Что касается очистки, в основном это ручная работа: люди спускаются в трубы с лопатами, лебедками, тачками и всё поднимают наверх. Только в коллекторах диаметром 1−1,2 метра, куда человек просто не пролезет, используем каналопромывочную машину.
Есть отдельный план мероприятий по подготовке к паводкам. Работа эта связана не только с очисткой коллекторов, но и с подготовкой выпусков — мест, где из труб вода попадает в реки, пруды-регуляторы и так далее. На текущей неделе, например, займемся выпуском в районе улицы Белорусской. Дважды в год его очищаем: после зимы и осенью. Вывозим оттуда 1,5−2 тысяч кубометров песка. В общей сложности со всех своих открытых выпусков вывозим 6−8 тысяч кубометров песка в год. Часть идет на свалку, часть — на стройплощадки.
Пару лет назад столичные диггеры обнародовали фотографии, на которых изображены коллекторы с намывами песка, какими-то досками и другим крупным мусором.
— С диггерами у нас налажен контакт. Если они что-то обнаруживают, сигнализируют нам. Ведь, повторюсь, у нас на обслуживании 320 километров сетей, одновременно обследовать их все просто нереально: трубы находятся под землей, это не на машине проехать и в окно посмотреть. Поэтому бывали случаи, что после очередного ливня где-то бревно попало, намыло песка, забилась часть коллектора мусором — создалась пробка. Что-то обнаруживаем сами, что-то подсказывают диггеры.
Вообще же, если брать нормы, коллектор может быть заилен на 39%. При этом все равно выход воды обеспечивается. Когда проектируются коллекторы большого диаметра, расчет идет на их самоочищаемость: накопились песок, ил, затем прошел сильный дождь и все это вымыло, вынесло на выпуск.
Говорят, что некоторые выпуски находятся под водой, что мешает коллектору быстро опустошаться.
— Из всех 39 выпусков коллекторов, которые находятся у нас на обслуживании, только 2 расположены выше уровня воды.
Так было изначально. Дело в том, что уровень Свислочи довольно высокий. А чтобы по коллектору вода текла в нужном направлении, необходим определенный уклон, потому большинство коллекторов просто невозможно было построить так, чтобы выпуск находился над уровнем воды в реке. С этим приходится мириться.
Около 3 лет назад был введен в эксплуатацию новый коллектор «Немига». Заявлялось, что он спасет от потопов одноименную улицу. Оправдало ли сооружение ожидания?
— Раньше вода текла по проспекту Дзержинского от Грушевки к старому коллектору на Немиге, выпуск из которого в Свислочь тоже находится под водой. В результате во время сильных ливней дождевая вода с Немиги порой не только не могла быстро попасть в дождеприемники, потому что коллектор и так был заполнен, но из них на улицу вытекала та, что шла по трубе из района Грушевки.
Теперь благодаря новому коллектору часть воды (из районов Грушевки, улицы К. Либкнехта) отвели в район улицы Полевой, что значительно улучшило ситуацию. Подтопления, конечно, случаются, но не такие существенные: общественный транспорт уже не останавливается, на лодках плавать и эвакуировать людей не приходится.
Почему все-таки не удалось решить проблему на Немиге полностью?
— Когда сети дождевой канализации проектируются, изначально предусматривается, что при обильных осадках возможны подтопления пару раз в год. Здесь вопрос цены и качества: можно, конечно, к каждой ливневой решетке провести трубу диаметром в метр, вывести эти трубы в коллекторы диаметром метров по шесть, тогда, естественно, вода будет сразу уходить. Но строительство коллекторов стоит очень дорого. Вложить огромные средства, чтобы пару раз в год избегать получасовых неудобств — оно того стоит? А в центральной части города это физически невозможно. Если говорить про ту же Немигу, глубина залегания коллекторов там — 17 метров. Раскопать это все для строительства чего-то нового невозможно: мало того что движение встанет, так там еще и множество других сетей (кабельных, телефонных, водопроводных и других).
Сейчас продолжается реконструкция пруда-регулятора на улице Инженерной, во время которой его дно очистили от иловых отложений, увеличив тем самым пропускную способность объекта. Поможет ли это избавить город от затоплений?
— В первую очередь, реконструкция направлена на решение экологических проблем. Поскольку в этот пруд идут дождевые стоки из той части города, где расположены крупнейшие предприятия, в том числе машиностроительные (из коллекторов «Степянка», «Дражня», а также из промзоны «Шабаны». — Прим. авт.), в стоках огромное количество вредных примесей. Однажды в этом пруду даже горела вода на площади 450 квадратных метров — столько нефтепродуктов в ней содержалось. Пожарные приезжали, тушили. От подтоплений реконструкция не избавит, но экологическую обстановку существенно улучшит. Ведь пруд-регулятор на улице Инженерной раньше вообще не имел очистных сооружений, теперь же там устанавливают мощные современные фильтры, которые будут задерживать все лишнее.