"Это был вопрос времени". Белоруски из Берлина рассказали о скорби, политике и предчувствии беды
Вчера вечером Берлин стал второй Ниццей: на рождественской ярмарке фура протаранила толпу. Погибли 12 человек, еще 48 получили травмы. Канцлер Ангела Меркель уже назвала случившееся терактом, добавив: «Мы не хотим жить в страхе».
TUT.BY поговорил с белорусками, живущими в Берлине. Большинство из них признались: они предчувствовали, что рано или поздно столицу Германии ждет теракт.
Трагедия произошла 19 декабря, около 22.20 по минскому времени, на площади Брайтшайдплац, где работала одна из традиционных для Берлина рождественских ярмарок. Грузовик Scania с польскими номерами врезался в толпу людей, проехав около 70 метров.
Когда машина остановилась, водитель сбежал. Подозреваемого задержали недалеко от места происшествия. Как оказалось позже, задержали не того, настоящий преступник по-прежнему на свободе.
В посольстве Беларуси в Германии TUT.BY сообщили, что среди пострадавших граждан нашей страны нет.
Площадь Брайтшайдплац, где произошел теракт, находится в центре западного Берлина, примыкая к знаменитому бульвару Курфюрстендамм. Там даже в нетуристический сезон довольно много народу, а в дни ярмарки стало еще многолюднее. Домохозяйка Вера Филенко вчера ушла с площади за 2 часа до трагедии. По ее словам, несмотря на понедельник, на ярмарке было не протолкнуться.
При этом паники в округе трагедия не вызвала. Слаженно сработали экстренные службы, отмечает белорусская журналистка, живущая в Берлине. Сразу после теракта полиция перекрыла квартал около ярмарки, и стражи порядка вежливо объясняли, как обойти оцепленный район. Сама она вчера вечером без проблем уехала домой с ближайшей к месту происшествия станции метро Цоологишер Гартен.
— Берлин — большой город, на первый взгляд, все как обычно. Никакой паники, все в штатном режиме. Даже вчера все вокруг места происшествия работало, — говорит белоруска.
— Я работаю недалеко от этого рынка. Сегодня в 6 утра в обе стороны был перекрыт бульвар Курфюрстендамм на отрезке, где ярмарка. Вчера вечером, кстати, его закрыли только в одну сторону, — говорит Рута, которая живет в Берлине уже 5 лет. — Знаю, что до 12 ночи некоторые туристы не могли попасть в свои отели, которые находятся в оцепленном районе.
Ангела Меркель, выступившая перед немцами сегодня утром, не только пообещала наказать виновных теракте, но и заверила, что рождественские ярмарки в Берлине не будут закрыты.
— Мы не хотим жить в страхе. Мы хотим жить свободно и открыто, — заявила канцлер.
К моменту, когда выступила фрау Меркель, полиция сняла оцепление с Брайтшайдплац. На многих лавках горит праздничная иллюминация, хотя сама ярмарка пока не работает, сообщает российский ресурс Meduza. К месту происшествия приносят свечи и цветы.
Берлинцы скорбят, но не паникуют, отмечают собеседницы TUT.BY.
— Все в шоке. С женщиной, которая приносит мне газеты в 5 утра, мы даже не пожелали сегодня друг другу хорошего дня. Но все как обычно — поахали, поохали, вышли газеты с черными передовицами, и жизнь продолжается, — говорит Рута. — Я просто работаю в баре и вижу, как немцы себя ведут. От бара до места трагедии около полукилометра, но сегодня ночью у меня были только два «стервятника» — люди, которые до последнего смакуют ужасные подробности. Завсегдатаи заведения, как обычно, играли в нарды и ни словом случившееся не комментировали.
Если окажется, что за рулем протаранившей толпу фуры был беженец, это станет поводом для политических спекуляций, добавляет Рута.
— Опять националисты разгуляются, — говорит она.
— У меня в ленте фейсбука разное есть, в том числе политические высказывания против Меркель. Но больше тех, кто пишет в защиту беженцев, потому что люди понимают, что если это сделал беженец, опять поднимутся правые силы. А впереди выборы, — подтверждает Инна (имя изменено — Прим. TUT.BY), еще одна живущая в Берлине белоруска.
Теракт в столице Германии был вопросом времени — это повторяют почти все женщины, с которыми пообщался TUT.BY. Только объясняют по-разному: одни говорят о предчувствии, другие — о простой логике.
— Лично мы с друзьями давно думали, что что-то такое точно произойдёт здесь. Только с местом ошиблись. Думали, что будет на Александерплац, там еще одна ярмарка, — рассказывает Наталья Колбанова, студентка отделения fashion design HTW Berlin. — Одно дело — относительно спокойная Ницца. И другое — многонациональный Берлин. Здесь постоянно происходят стычки на фоне религии, национальности и других различий между людьми.
— Я знала, что это когда-нибудь случится, еще с прошлого года. Из-за Франции, из-за Бельгии. Столицы Европы — простая логика. Я вообще, например, не ходила на эти ярмарки и в другие туристические места. Мне там в принципе не нравится, и при этом опасность больше. А вот мои знакомые скорее даже пойдут на ярмарки в знак протеста, чтобы показать что их не запугаешь, — говорит Инна.
Белорусская журналистка признается, что тоже предполагала подобное развитие событий после теракта в Париже. Но то, что трагедия может произойти на рождественской ярмарке, никому в голову не приходило.
— Мы знали, что когда-то несчастья и до Берлина дойдут. Это был вопрос времени. Я очень рада, что нет паники, и все службы вчера сработали отлично. Те, кто хотят посеять страх и ненависть, не должны победить. Не должно быть ненависти и страха.
Напомним, 14 июля этого года теракт по такому же сценарию произошел в Ницце: белый грузовик выехал на набережную, где гуляли прохожие, празднующие День взятия Бастилии, и проехал по ней около 2 километров. Водитель — 31-летний выходец из Туниса, имевший тунисское и французское гражданство — был застрелен прямо в кабине. Жертвами теракта стали 84 человека, не менее 150 человек получили ранения.