«Парень должен служить! Однозначно!» Спецназ в объективе Юлии Мацкевич
Известный белорусский фотохудожник Юлия Мацкевич фотографировала наших парней-срочников для имиджевого календаря сил специальных операций Вооружённых Сил. Сначала она хотела дать достойный ответ французским пожарным и британским морпехам, которые оголили свои торсы для благотворительных календарей. Но потом Юлия пошла другим путем… Посчитала так: для того чтобы показать силу и мощь, необязательно демонстрировать мышцы.
— Мой путь к фотографии начался с любви к мужчине, — призналась в беседе Юлия. — Я знала, что вместе нам никогда не быть. Но как же мне хотелось остановить время, запечатлеть каждое мгновение, а в нем — эмоции, чувства, окружение и декорации!.. Время я так и не остановила, те снимки сожгла, да и с тем мужчиной рассталась. Но в итоге получила то, к чему все это время шла.
В 2007 году я пришла в «Творческие мастерские» Белорусской государственной академии искусств. И кто бы мог подумать, что мое увлечение, пусть и серьезное, спустя пару лет перерастет в профессиональную деятельность!.. Было очень сложно. Наверное, потому что в мастерских собрались люди, которые уже были связаны с фотографией — либо генами, либо со школы. А тут я, блондинка, с мечтой о прекрасных снимках… На курсах нам сказали убрать свои «зеркалки» и взять в руки «Зениты». Работали мы тогда на пленках 1980‑х годов. Сами отматывали бобины, проявляли, печатали. У меня ничего не получалось — все работы были браком… Кстати, я до сих пор храню «тайный ящик» с теми работами.
В мастерских в то, что из Юлии что-то выйдет, никто не верил. Она была эдаким гадким утенком. Однажды сильно напортачила, работая в тандеме с фотографом Александром Толяронком… Он снимал на пленку, Юля — на «цифру».
Из-за неправильно выставленных параметров и установок камеры все труды едва не оказались уничтожены. Потрясающий проект так и остался проектом с парой-тройкой «бракованных» отпечатков на память.
— После этого случая ко мне пришло осознание того, что за свои поступки всегда нужно отвечать и тебя не спасет то, что ты — блондинка. И я перекрасилась в темный цвет… — смеется моя собеседница.
Позже в жизни будущего фотохудожника появился Михаил Борозна (ректор Белорусской государственной академии искусств, научный руководитель), который поверил в нее. Юля окончила аспирантуру академии — и начала делать все более уверенные шаги. Снимки обрели душу.
Появились первые проекты, персональные фотовыставки. И уже спустя некоторое время о Юле стали говорить: «Если хочешь увидеть на фотографии свою душу — иди к Мацкевич».
— Среди моих работ бывают «портреты Дориана Грея». Да, я согласна, что где-то «продаю» душу… Но зато могу честно сказать: не приветствую в фотографии лицемерия, как не переношу его на дух и в жизни.
Потом пришло осознание: для того чтобы добиться в чем-то успеха, не нужно распыляться. И в прошлом году Юля приняла решение, что будет заниматься только фотографией.
— Почему фотография? Я прочувствовала, что она увлекает, интересует и чертовски затягивает в себя. В ней нет каких-то планок, барьеров. Есть сила, которая не дает тебе жить спокойно, как раньше. Нужно творить, пытаться, стараться, ошибаться — и снова творить… Я устала от того, что моя фотография всегда была на каком-то другом месте после работы преподавателем в университете, редактором в издательстве. Для себя решила: «Хватит! Хватит распыляться. Пора делать важные дела, которые вдохновят зрителя остановиться-задуматься-запомнить, а главное — начать тоже что-то делать».
Попасть в самое сердце белорусского спецназа ей помог случай. Во время работы над проектом «23. Армия меняет…» к ней подошел полковник Сергей Андреев с предложением сделать имиджевый календарь. И Юля согласилась, тем более что попасть к спецназовцам постороннему просто нереально.
Над календарем она работала два месяца. Юля увидела не просто солдат. Мужчин!.. Глядя в глаза парней, она поняла, что не будет их «раздевать», как это сделали зарубежные коллеги. С мышцами у бойцов было все в порядке, но Юлия решила, что глянцевая мишура ни к чему. Этих парней стоит показать в деле.
— Тогда я поняла для себя главную вещь: парень должен служить. Однозначно! Спецназовец стал для меня образом идеального мужчины, которого нужно любить и ждать. Очень часто родители сами делают из парней, нормальных парней, слабых мальчиков. А армия кует мужчин. Но опять же!.. Сам парень тоже должен стремиться стать им. У меня пока нет сына. Но если он появится — он пойдет служить. И будет сам нести ответственность за свои поступки. По-другому и быть не может.
Спецназовцы приняли Юлию поначалу сдержанно. Новый человек. Гражданская… Но уже через несколько недель гостья с фотоаппаратом стала для них своей.
— Было очень трогательно, когда они проявляли знаки внимания, которые «на гражданке» с каждым днем становятся редкостью: фотографическую сумочку поднести, дверь открыть, просто улыбнуться, спросить: «Как дела?». Я настолько от этого отвыкла!.. Мне было очень приятно. Во время съемок не было позирований, парни профессионально делали свое дело. После этого проекта мне стало как-то спокойнее жить — потому что, как я понимаю, с такими парнями не страшно.
О том, что календарь готов, герои фотосъемок узнали благодаря телепередаче в один из выходных дней. С экрана телевизора Юлия Мацкевич говорила о них и о том, что это были лучшие два месяца в ее жизни. Кто-то из бойцов крикнул: «Мужики, это же наша Юля! Наша…». Тот репортаж смотрели все.
— У меня есть видео, где они впервые видят макет календаря и альбом из отснятого материала, которые я привезла показать в часть. Все это произвело на них wow-эффект. Неподдельные эмоции. Блеск в глазах. Детские улыбки на лицах взрослых парней… Ко мне подошел один из бойцов, Женя, и по секрету признался: «Знаете, Юлия, у меня батя в Афгане служил. Две фотографии осталось. А у меня теперь целый альбом. Я буду эти полтора года службы вспоминать всю жизнь».
А уже после увольнения в запас один из участников тех съемок пришел на выставку фотохудожника Мацкевич со своей мамой.
— Мне было важно посмотреть маме солдата в глаза и сказать ей, что она воспитала настоящего воина, с которым никогда не будет страшно. Она воспитала надежного мужчину, которым может гордиться!.. Женщина была тронута. Услышать такие слова про любимого сына, наверное, для любой мамы более чем приятно…
Юлия Мацкевич не просто фотографировала солдат и их будни: она находилась в полном погружении в них. Бегала по болотам, по грязи, ела солдатскую кашу… А однажды даже поборола саму себя и съела лягушку, заботливо приготовленную бойцами на костре во время занятий по выживанию.
— За два месяца работы, проведенные бок о бок с нашими спецназовцами, я поняла еще и то, что в юности любила не тех парней и совершенно не тех оплакивала… — призналась в завершение Юлия.
Капитан Вадим Опарин, «Ваяр», фото из архива Юлии Мацкевич