Взорвать нельзя повредить (Видео)
Воины-инженеры точно знают, в каком месте поставить запятую в этом предложении.
…К КПП части подъехал КамАЗ
для перевозки опасных грузов с красной полосой на кабине и вдоль бортов — «Разминирование». Такая машина появляется только в нескольких случаях, для многих такая ситуация выходит далеко за понятие «штатная», но сами саперы говорят скромно: «Это наша работа!».
И вот грузовик подъезжает к старой котельной. Несмотря на крепкую внешнюю оболочку, здание это давно не используется и признано аварийным. Если сама котельная никакой угрозы не несет, то дымоходные трубы могут когда-нибудь сыграть злую шутку — до ближайшего административного здания части не более 100 метров. И пусть высота каждой из труб всего 35 метров, кусками кирпича можно солидно навредить штабу… Работу по сносу такой башни взрывным способом можно доверить только профессионалам — военнослужащим инженерно-саперного батальона 2‑й инженерной бригады.
— Получив задачу снести две трубы на территории одной из воинских частей, мы для начала отправились туда на рекогносцировку, — рассказал руководитель взрывных работ капитан Дмитрий Матушко. — Методом математических расчетов определили высоту труб, их толщину, рассчитали, где находится ось условного шарнира, вокруг которого должен возникнуть опрокидывающийся момент сил. И, исходя из полученных данных, определили массу необходимого взрывчатого вещества и места закладки «боевиков» — тротиловых шашек в сборе с детонирующим шнуром.
Как отметил Дмитрий Николаевич, обрушение трубы будет проводиться в заданном направлении путем мгновенного образования сквозного подбоя со стороны направления валки и сохранения целика (невредимой части) с другой стороны башни. Подбой образуется одновременным подрывом сосредоточенных шпуровых зарядов с забойкой.
Все расчеты руководитель взрывных работ проводил в пункте постоянной дислокации, еще раз проверял их уже на месте. Убедившись в том, что расчеты верны, военные инженеры приступили к вырубке проемов и высверливанию шпуров (отверстий для закладки взрывчатки) — сверлили их в шахматном порядке. В результате в башне образовалось два проема (размером с большой жидкокристаллический телевизор), а между ними появилось около 30 отверстий.
Судя по схеме, труба должна немного просесть, надломиться и «лечь» на землю в месте, где нет строений и сооружений, не повредив находящееся рядом здание старой котельной.
— Снести трубу, как ни странно, легче, чем аварийное здание, — исходя из своего опыта, считает Дмитрий Николаевич. — Во‑первых, можно заранее абсолютно точно спрогнозировать место падения. Во‑вторых, четко известен алгоритм выполнения работ. Из личного опыта уже известно, где и сколько закладывать «боевиков». Но, несмотря на это, злоупотреблять опытом в нашем деле нельзя — расчеты все равно проводятся перед каждым подрывом.
Пока руководитель взрывных работ лично осуществлял изготовление «боевиков», солдаты-срочники занимались подготовительными работами: готовили цементный раствор (чтобы забетонировать «боевики», направив тем самым силу взрывной волны внутрь кирпичной кладки) и деревянные щиты — им предназначена особая роль в момент взрыва.
После того как все «боевики» были изготовлены и установлены в шпуры, Дмитрий Николаевич вместе со своей командой приступил к скрутке «боевиков» в единую взрывоопасную «магистраль», к которой затем был присоединен электродетонатор.
— Взрыв произойдет мгновенно, — поведал капитан Дмитрий Матушко. — Скорость детонации шнура составляет около шести километров в секунду. Поэтому разница в 30 сантиметров между тротиловыми шашками никакой роли не сыграет.
Когда все работы со взрывчаткой были завершены, военнослужащие инженерно-саперного батальона приступили к установке деревянных щитов, которые в момент взрыва будут выполнять роль по перехвату осколков и снижению интенсивности взрывной волны. Военнослужащие оцепления по «кольцу» доложили об отсутствии в месте проведения взрывных работ посторонних лиц.
Прозвучала сирена… К слову, в тот день это был второй сигнал. Первый предупреждал о том, что подготовительные работы закончены и начался монтаж взрывной сети (и возле башни посторонних к тому времени уже не должно было быть). А второй сигнал подается после окончания монтажа взрывной сети.
После этого руководитель работ еще раз убедился в выполнении всех мероприятий в соответствии с требованиями безопасности, отсутствии посторонних — и дал команду: «Огонь!».
Действительно, не прошло и секунды, как прогремел взрыв. Дальше все было как в замедленной съемке — приоткрытые двери в машине качнулись на петлях, деревянные щиты вмиг разлетелись в стороны. А башня… продолжала стоять! Предположил: что-то неправильно рассчитали инженеры, не разрушилась конструкция. Но… Еще через пару секунд башня стала наклоняться строго в расчетную сторону и так же медленно «пригибаться».
Лишь перед самым касанием с землей часть башни отвалилась…
— Сам впервые вижу, как башня падает целиком, — признался руководитель взрывных работ. — Раньше в подобных случаях она немного проседала — на несколько метров — и только потом падала… Думается, раствор, которым были скреплены кирпичи, на совесть делали — вот она и не разрушилась сразу. Но для тех, кто будет потом вывозить остатки конструкции, так даже лучше: одно дело разгребать кучу кирпичей, и другое — большие куски с земли.
Прозвучал последний звук сирены — в этот раз три коротких сигнала, означавшие отбой. Я направился к башне.
— Результат — «отлично»! — подытожил капитан Дмитрий Матушко. — Я считаю, что мы все сделали правильно, ну а окончательную оценку нашему труду даст командование.
* * *
Уничтожая невостребованные объекты недвижимости, Вооруженные Силы тем самым убивают даже не двух, а трех зайцев!.. Первый плюс: решается серьезная задача утилизации зданий и строений с максимальной экономической эффективностью. Второй: военнослужащие инженерных войск получают реальный практический опыт работы со взрывчатыми веществами и проведения расчетов при сносе объектов. Ну и еще один нюанс, о которым не принято говорить пафосно: у командиров воинских частей и учреждений не болит голова о том, что делать с такими объектами недвижимости, как их снести. А это — самая высокая оценка работы военных инженеров.
Капитан Александр Иванов, «Ваяр», фото автора