"У нас нет троек". Репортаж из единственной в Беларуси школы, где учат детей послов и бизнесменов

Источник материала:  
09.12.2016 15:35 — Новости Общества

К небольшому коттеджу в одном из тихих районов Минска подъезжают машины — родители учеников собираются на праздник в честь американского Дня благодарения. В QSI, единственной в Беларуси школе для иностранцев, поддерживают и культурные традиции других народов. Как работает международная школа, в которой учатся дети из 20 стран, чем она отличается от белорусских и сколько зарабатывают ее учителя, читайте в репортаже TUT.BY.


QSI International School of Minsk — это одна из 36 школ международной организации QSI, основанной в 70-х годах. Первая школа QSI был открыта в Йемене, вторая в Албании. В Беларусь и страны Восточной Европы организация пришла в 90-х, с распадом СССР, когда возникла потребность в небольших международных школах для детей дипломатов.

Школа в Минске открылась в 1993 году. Тогда это был арендуемый у местной школы кабинет для 4−5 детей. Число учеников постепенно росло, в течение долгого времени оставаясь на уровне 50−60 человек.

Сейчас в школе учится больше 150 детей — учеников заметно прибавилось буквально за последние пять-шесть лет. Это совпало с переездом школы в отдельное здание, рассказывает ее директор Майкл Петтерш.


Майкл вместе в женой и двумя детьми переехал в Беларусь из США. В Минске семья живет два года.

«Мы хотели перемен, но имея двух детей, решили с ними повременить. Потом подали заявку, и организация предложила нам Минск», — вспоминает Майкл.

Город им понравился, и семья перебралась сюда из Колорадо. Супруга Майкла преподает в этой же школе.

«Худший вариант преподавания — это когда учитель все время стоит у доски и читает лекцию»

В QSI International School of Minsk учатся дети в возрасте от 2 до 18 лет, средний размер класса в этой школе — 10 человек.

Учебный день здесь начинается в 8.25 и заканчивается около четырех. Он состоит из восьми уроков: семи основных и одного дополнительного, на котором прорабатываются темы, вызывающие у учеников затруднения. Каждую неделю дополнительное занятие посвящают новому предмету.


Программа, по которой занимаются ученики QSI, базируется на общих государственных стандартах (Common Core State Standards), разработанных в США в 2000-х. Ученика старших классов могут изучать предметы на углубленном уровне, чтобы подготовиться к поступлению в колледж. Все учебники школа также заказывает из США.

«Большую часть того, что вы видите, в классах, мы по-прежнему привозим. Не может не радовать то, что в последние годы выбор и качество канцелярских товаров в Беларуси стали гораздо лучше. А в 90-х нам приходилось заказывать из США не только копировальные аппараты, но даже ручки с карандашами», — рассказывает директор.

Пожалуй, два главных отличия этой школы от белорусских, — в том, как оценивают знания учеников, и в методике преподавания. Для родителей младших школьников учителя регулярно пишут отчеты, в которых рассказывают, чему научился ребенок и как его дела в школе.

Взрослые ученики получают оценки по шкале от 0 до 4, в том числе 2,5 и 3,5. Обучение построено таким образом, что изучение нового материала не начинается до тех пор, пока ребенок не усвоил предыдущий. Проверку устраивают после каждой пройденной темы — в форме теста, проекта, письменного эссе или презентации.


«Если ученик не усвоил тему на требуемом уровне, то мы продолжаем работать с ним: составляем план, занимаемся дополнительно. Мы твердо убеждены в том, что „социальное продвижение“ убивает ценность образования, ведь то, что ребенку поставили оценку, не означает, что он стал умнее», — объясняет Майкл.

На уроке активности меняются каждые десять минут. По словам директора, учитель не должен все время стоять перед классом и «читать лекцию»: «Это худший из возможных вариантов, он вовлекает слишком мало детей и никогда не привьет им любви к знаниям».

Он приводит пример урока истории: в начале учитель немного рассказывает про тему, потом дети работают с картой в малых группах, дальше в парах. Заканчивается все мини-презентациями того, что ученики усвоили за урок.

Основной иностранный язык, который изучают в этой школе, русский — так попросили родители учеников, хотя школа пробовала варианты с немецким, испанским и даже китайским языками. Другие иностранные языки дети могут изучать дополнительно.

От 5 тысяч долларов в год и праздники для родителей каждый месяц

Пока мы осматриваем школу, пробегающие мимо ученики тепло здороваются с Майклом. Некоторые, помладше, останавливаются и начинают рассказывать «мистеру Петтершу» про свои проекты или про то, как прошел урок.


Атмосфера здесь кажется дружелюбной, хотя очевидно, что в школе, где учатся дети из 20 разных стран и культур, конфликты неизбежны.

Майкл соглашается и добавляет: «Как в любом другом человеческом коллективе. Чаще всего причина в банальном недопонимании». Поэтому в школе учителей и родителей просят разбираться в конфликтах при личных беседах, а не через сообщения в мессенджерах или переписку по электронной почте.

Также директор поощряет учителей по возможности решать спорные ситуации без его участия. Он считает, что как только учитель опускает руки и отправляет ученика в кабинет директора, то автоматически теряет часть авторитета в глазах ребенка.

Наш собеседник говорит, что их школе повезло с родителями — они принимают активное участие в школьной жизни своих детей, даже те, кто занимает высокие должности.


«Мы многому учимся у родителей учеников. Например, один из отцов посол. И, несмотря на высокую занятость, он приезжает, когда это необходимо, постоянно интересуется делами своих детей».

Школа отвечает родителям взаимностью: дважды в год здесь проводят большую конференцию, где дети рассказывают о своих успехах, раз в месяц — встречу для родителей, на которой обсуждают текущие вопросы. Кроме этого, учителя вместе с детьми организуют развлечения — вечеринку в честь начала учебного года, зимние представления, международные праздники — на которых также рады видеть родителей.

Самостоятельность детей в школе всячески поощряют. Майкл говорит, что, например, образовательные поездки за границу ученики старших классов планируют сами: составляют программу, выбирают достопримечательности, которые хотят посмотреть, придумывают, чем будут заниматься в свободное время.

Дети ездят не только в другие страны, но и по Беларуси. Раз в год для средних классов организуют экскурсии по стране; в прошлом году дети были на Браславских озерах и совершили большую экскурсию по Минску.

Еще ученики QSI International School of Minsk принимают участие в мероприятиях, проводимых CEESA (Ассоциацией школ Центральной и Восточной Европы). Команда минской школы соревнуется в спорте, дебатах и других конкурсах с командами из Москвы и Вильнюса.


Фото предоставлено школой QSI

Все это стоит родителям учеников от 5−6 тысяч долларов в год — это стоимость обучения в младшей школе.

«Родители учеников средней и старшей школ платят больше, потому что дети ездят в поездки, сдают экзамены, — Майкл не называет точную цифру. — Но у нас есть и стипендиальные программы, поэтому стоимость обучения отличается».

Сумма, которую платят родители, покрывает плату за обучение, стоимость учебников и большую часть дополнительных занятий. Завтраками и обедами школа детей не кормит, но есть салат-бар и кулеры с водой.

«На ремонт» с родителей деньги не собирают, а оплатить годовое обучение можно тремя частями.

Зарплата для учителей выше, чем в белорусских школах, и английский для уборщиц

На 156 учеников приходится 30 учителей, больше половины из которых белорусы. Майкл подчеркивает, что школа стремится сохранять такой баланс, поскольку он важен для поддержания «международной атмосферы».


Иностранных учителей в QSI нанимают через международные ярмарки вакансий. Минимальные требования для них — это степень бакалавра, наличие педагогического образования и минимум два года опыта.

Главное требование к белорусским учителям, помимо профессиональных навыков, — это хорошее знание английского. Ему, кстати, школа бесплатно обучает своих работников: уборщиц, помощников.

В QSI белорусские учителя преподают музыку, искусство, технологию, русский. Директор говорит, что отбор довольно серьезный, но при этом отмечает высокий уровень подготовки кандидатов. В прошлом году в школе было три вакансии для белорусов.

Каждые несколько лет здесь проводят анализ зарплат, которые предлагают учителям минские школы. «Мы хотим сделать нашу школу привлекательным местом работы, поэтому предлагаем в среднем на 25% больше, не считая доплаты за стаж работы у нас», — делится Майкл.


Он также упоминает «возможности», которые открывает работа в этой школе. Местным учителям, в отличие от иностранцев, не запрещено заниматься репетиторством или брать подработки в других местах.

Нас интересует, насколько просто или тяжело белорусским учителям привыкнуть к особенностям этой школы.

«Самая большая сложность для преподавателей здесь не культурные различия, а то, что в одном классе могут быть дети разных возрастов, например шестилетки и семилетки. Так получается из-за того, что школа маленькая», — делится своими наблюдениями Александр Липский.

Он работает в QSI с момента открытия и преподает технологии и информатику.


К плюсам американского подхода Александр относит так называемое спиральное обучение, при котором материал многократно повторяется с постепенным усложнением: «С самого начала дети изучают всё, включая теорию вероятности, в самом простом виде. Затем информация усложняется. Повторяемость материала очень большая, и это помогает детям усваивать знания».

Учитель хвалит американские учебники: они большие и тяжелые, но при этом красочные и качественные, к тому же, часто обновляются.

«Допустим, если есть вопросы по статистическому анализу выборов, то там будет свежая информация, а не данные о выборах, которые прошли двадцать лет назад».

От учителей ожидают еженедельных учебных планов, но они достаточно гибкие, из-за того принципа, о котором уже упоминал директор: изучение нового материала начинается только тогда, когда предыдущий освоен на требуемом уровне.


«Ещё у нас есть такой девиз: успех приносит успех. Когда отстающий ученик добивается результата, мы даем ему понять, что он сам этого достиг, и поощряем его. Тогда к следующей сложной задаче он отнесется с большим энтузиазмом, и у него будет получаться всё лучше и лучше», — рассказывает Александр.

Он упоминает о еще одной интересной особенности этой школы: дети могут пройти тест несколько раз, чтобы улучшить свою оценку.

«Если ученик провалил тест, то ему даётся два дня. Мы смотрим, почему и где он ошибся. Бывает, что просто переволновался. В нашей школе нет таких оценок как „тройки“ в пятибалльной системе. Если ученик не знает на „четверку“, то мы будем учить его до тех пор, пока он не будет готов ответить на четыре балла».

Иностранные учителя работают в Минске в среднем три года. Их нанимают за 9−10 месяцев до начала работы, чтобы было время на визовые формальности и переезд.

Работа в Беларуси стала для Элен Реджистер, учителя начальных классов из штата Джорджия, первым международным опытом.


Вакансию девушка нашла на сайте школы. Кроме Минска, предлагались еще два других города, но столица Беларуси показалась ей «самым безопасным и дружелюбным» местом.

В свободное время она полюбила прогулки в парках и на Немиге, а из минских заведений ей больше всего нравится «Гамбринус» — за хорошее обслуживание и за то, что там с пониманием относятся к ее попыткам говорить по-русски. Кроме Минска, американка была только в Несвиже, но этим летом, которое будет ее последним летом в стране, собирается съездить в Беловежскую пущу и в Гомель.

Белорусов Элен считает приветливыми: «Сначала они немного колеблются, не раскрываются, но, когда это происходит, они становятся такими милыми и всегда готовыми помочь!»

«Пришлось привыкнуть к тому, что когда в автобусе говоришь по-английски, даже тихо, кто-нибудь обязательно заметит и начнет смотреть в упор. Бывало даже так, что люди выходили, шли следом и продолжали подозрительно смотреть», — смеется девушка.

«Сделать процесс получения визы более понятным стало бы огромным шагом вперед для Беларуси»

В настоящее время в QSI учатся только иностранцы. У школы нет лицензии на обучение белорусских детей, хотя в соседних странах школы QSI имеют такое право.

Тем не менее, QSI старается налаживать контакты с местными школами. Например, ученики участвуют в Модели ООН вместе с белорусскими школьниками.


«Мы заметили такую интересную вещь, — рассказывает Майкл, — что в Беларуси, если ребенок увлекается хоккеем, шахматами или чем-то еще, то все это делается на серьезном уровне: тренировки несколько раз в неделю по нескольку часов. Это отличается от того, к чему привыкли наши дети. Поэтому, хотя наши ученики и хорошо говорят по-английски, на модели ООН белорусские дети постоянно задают нам жару».

Сейчас QSI работает над тем, чтобы наладить более тесные связи с местными школами и обмениваться с ним опытом, — словом, старается влиться в сообщество.

Напоследок Майкл делится своим опытом жизни в Беларуси. Образ страны, какой ее видят зарубежные мелиа, кардинально отличается от действительности, считает он.

«Я сказал своему отцу: „Если ты приедешь в Беларусь, то не захочешь уезжать!“. Потому что это прекрасная страна и она очень похожа на то место, где я вырос, на Мичиган», — делится американец, добавляя, что особенной Беларусь делают люди.

Однако, по мнению Майкла, визовая схема в стране достаточно сложная. Он сравнивает ее с получением российской визы: там процесс тоже не быстрый, но простой и понятный. «Мы живем во время, когда безопасность очень важна. Я не говорю, что Беларусь должна отменить визы, но сделать процесс их получения более понятным, как в России, было бы огромным шагом вперед», — считает наш собеседник.


На месте чиновников, он бы открыл для туристов национальные парки и заманивал европейцев в Беларусь природой: «Моя жена отъехала от Минска на два часа и увидела настоящего волка! Невероятно!»

Что касается отношений Беларуси и США, Майкл считает, что они будут улучшаться в любом случае и с любым президентом. Хотя, возможно, с Трампом это произойдет быстрее, добавляет он.

«На месте белорусов я бы связывал будущее страны с технологиями. Посмотрите на ваших прекрасных инженеров, которые дают миру прекрасные продукты. Я всегда восхищаюсь, когда слышу об успехах белорусского IT».

←Экс-начальника ГАИ Вилейского района начнут судить в понедельник

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика